Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Администрации муниципального образования - городской округ г. Скопин Рязанской области от 16.03.2015 N 187 "Об утверждении Положения "Об организации специальных перевозок учащихся в общеобразовательных учреждениях муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ Г. СКОПИН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. № 187

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(ШКОЛЬНЫХ) ПЕРЕВОЗОК УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ГОРОД СКОПИН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

С целью упорядочения организации специальных (школьных) перевозок учащихся в образовательных учреждениях муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок учащихся, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, администрация муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области постановляет:
1. Утвердить Положение "Об организации специальных (школьных) перевозок учащихся в образовательных учреждениях муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области" (далее - Положение) согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Начальнику Управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (Н.А.Калинин) обеспечить доведение Положения до сведения руководителей общеобразовательных учреждений, осуществляющих перевозки учащихся, и обеспечить его исполнение.
3. Опубликовать настоящее постановление в "Информационном бюллетене муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области" и на официальном сайте муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области по социальным вопросам И.А.Ланину.

Глава администрации
муниципального образования -
городской округ город Скопин
О.А.АСЕЕВ





Приложение
к Постановлению
администрации муниципального
образования - городской округ
город Скопин Рязанской области
от 16 марта 2015 г. № 187

ПОЛОЖЕНИЕ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (ШКОЛЬНЫХ) ПЕРЕВОЗОК УЧАЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СКОПИН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение "Об организации специальных (школьных) перевозок учащихся в общеобразовательных учреждениях муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области" (далее - Положение) определяет основные требования к организации школьных перевозок, использованию школьных автобусов, повышению безопасности дорожного движения, по обеспечению прав и законных интересов учащихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении школьных перевозок в муниципальных образовательных учреждениях на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, а также обязанности и ответственность должностных лиц и водителей автобусов, осуществляющих организацию и перевозку учащихся автобусами.
В Положении используются следующие основные понятия:
школьные перевозки - организованные перевозки учащихся, не относящиеся к перевозкам общего пользования: доставка учащихся в образовательные учреждения, развоз учащихся по окончании занятий, специальные перевозки групп учащихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
школьные автобусы - автобусы, предназначенные для осуществления школьных перевозок.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177, Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденными 21.09.2006 Роспотребнадзором, МВД Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15.

2. Организация перевозочного процесса, обеспечивающая
безопасные условия перевозок детей на школьных маршрутах

2.1. Регулярные "Школьные маршруты" открываются распоряжениями главы администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
2.2. Образовательные учреждения, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, заключают договоры на техническое обслуживание и ремонт автобусов со специализированными организациями, имеющими соответствующий сертификат, а на медицинское обеспечение с организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Образовательные учреждения, обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, организуют школьные перевозки самостоятельно.
2.3. Основанием для заключения договора с учреждениями на организацию специальных школьных маршрутов является решение Управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, принимаемое на основании рекомендации комиссии, согласно пункту 2.6 настоящего Положения.
2.4. В договоре на организацию школьных маршрутов должны предусматриваться:
- путь следования автобусов, их количество, начальные, конечные и промежуточные пункты маршрута, места посадки и высадки детей;
- количество перевозимых детей, их возраст;
- периодичность и расписание движения автобусов;
- фамилия, имя, отчество и должность ответственного за организацию перевозки детей и сопровождающих по каждому автобусу;
- обязательства, подлежащие выполнению каждой договаривающейся стороной, с указанием порядка возмещения расходов, продления, изменения и расторжения договора.
2.5. Договоры на осуществление перевозок детей на школьных маршрутах заключаются не позднее чем за 30 суток до начала перевозок, подписываются руководителями организаций - заказчика и перевозчика.
2.6. В целях оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения уполномоченными органами местного самоуправления, по территории которых проходят школьные автобусные маршруты, могут быть созданы комиссии, которые производят их обследование перед открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение о возможности эксплуатации действующих и открытии новых школьных автобусных маршрутов.
2.7. Результаты обследования оформляются актом.
В случае несоответствия действующих школьных автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения руководителями уполномоченных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований на основании соответствующего заключения по обследованию данных маршрутов в трехдневный срок принимаются решения о временном прекращении автобусного движения на этих школьных маршрутах или закрытии школьного маршрута, о чем немедленно информируются руководители учреждений, осуществляющих школьные перевозки.
При выявлении на маршруте недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте и дается заключение о возможности открытия школьного маршрута или эксплуатации действующего маршрута.
2.8. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
2.9. При подготовке к осуществлению регулярных школьных перевозок определяются рациональные места сбора, посадки и высадки учащихся.
2.10. Решение об открытии регулярного "Школьного маршрута" принимается после устранения нарушений.
2.11. Запрещается открытие школьных маршрутов, проходящих через:
а) нерегулируемые железнодорожные переезды;
б) через ледовые переправы.

3. Обязанности руководителя учреждения,
осуществляющего школьные перевозки

Руководитель образовательного учреждения (организации) при организации школьных перевозок автобусами, в ведении которого они находятся, обязан:
3.1. Произвести выбор трассы маршрута, используя только дороги с твердым покрытием, замер протяженности маршрута и расстояний между остановочными пунктами, нормирование скоростей движения, определить места остановок для посадки и высадки детей.
3.2. Выбрать тип и марку автобусов в зависимости от дорожных условий без нарушения норм вместимости. Количество перевозимых в автобусе детей вместе с сопровождающими не должно превышать числа оборудованных мест для сидения.
3.3. Составить и утвердить на каждый автобусный маршрут регулярных школьных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков и остановочных пунктов для посадки и высадки детей. Паспорт и схема маршрута должны быть согласованы с органами ГИБДД, с администрацией города.
3.4. Разработать и утвердить график (расписание) движения автобуса на маршруте на основе определения нормативных значений скоростей движения на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом обеспечения безопасности перевозок и соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентирующих действующими нормативными документами.
Графики движения автобусов должны утверждаться руководителем учреждения, осуществляющего школьные перевозки, и вывешиваться в образовательных учреждениях, в которые доставляются обучающиеся.
Графики движения автобусов на каждый маршрут составляются после установления маршрутов, количества рейсов, марок автобусов, скоростей движения по участкам маршрутов.
3.5. Допускать к школьным перевозкам водителя школьного автобуса и закреплять транспортное средство за ним соответствующим приказом.
3.6. Организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
3.7. Участвовать в комиссионных обследованиях состояния автомобильных дорог, мест посадки и высадки детей на маршруте в соответствии с пунктами 2.7 - 2.11 настоящего Положения.
3.8. Назначить приказом ответственного за организацию перевозок и сопровождающих из числа работников образовательного учреждения, организовать их своевременный инструктаж и обучение.
3.9. Утвердить приказом списки перевозимых обучающихся с указанием пунктов посадки и высадки в соответствии с паспортом маршрута.
3.10. Издать приказы об утверждении инструкций по организации безопасной перевозки обучающихся, особенностях работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, об оказании первой медицинской помощи пострадавшим, действиям в случае дорожно-транспортного происшествия, угрозы совершения террористического акта и др.
3.11. Обеспечить наличие плана работы учреждения по обеспечению безопасных перевозок обучающихся, паспорта маршрута школьного автобуса, графика движения школьного автобуса.
3.12. Обеспечить ведение журналов: предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, учета инструктажей для водителя и сопровождающих лиц, для обучающихся и воспитанников, учета нарушений водителем правил дорожного движения и участия в дорожно-транспортных происшествиях, учета технического состояния школьного автобуса при выпуске на линию и возвращении.
3.13. Разрабатывать и утверждать для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществлять контроль за их исполнением.
3.14. Определить место хранения (стоянки) автобуса с необходимыми условиями для подготовки к рейсам, обеспечив обязательный медицинский осмотр водителей и технический осмотр автобуса перед выездом на линию и по возвращении.
3.15. Не допускать использования школьных автобусов не по назначению (перевозки для хозяйственных нужд, участие в мероприятиях, не связанных с перевозкой обучающихся и т.п.).
3.16. Обеспечить:
- каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте, схемой маршрута с указанием опасных участков;
- проведение технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
- проведение занятий или инструктажей по требованиям безопасности и правилам поведения обучающихся при осуществлении школьных перевозок;
- проведение ежедневного предрейсового инструктажа водителя автобуса по безопасности дорожного движения и антитеррористической безопасности;
- проведение ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей;
- ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки с обязательной отметкой в путевом листе должностного лица, ответственного за техническое состояние транспортных средств, о технической исправности автобусов;
- стоянку школьных автобусов в местах, исключающих возможность бесконтрольного доступа к ним посторонних лиц (гаражи, охраняемые территории и др.), в условиях, обеспечивающих их сохранность, защиту от противоправных действий, в том числе террористического характера, а также возможность проведения технического обслуживания автобусов и подготовку их к рейсу. Обеспечить охрану автобусов в местах стоянки при проведении экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
- соблюдение иных требований, предусмотренных действующим законодательством.

4. Основные требования обеспечения безопасности
при организации школьных перевозок

4.1. Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении колонны патрульными автомобилями ГИБДД - старшим наряда сопровождения) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/час. При неблагоприятных изменениях дорожных условий в весенний, осенне-зимний периоды, при иных обстоятельствах расписание должно быть скорректировано в сторону снижения скорости (увеличения времени движения).
4.2. Об организации школьных перевозок, массовых перевозок к месту отдыха (лагерь и т.д.) уведомляются органы ГИБДД для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте.
При перевозке групп обучающихся организованными транспортными колоннами в составе трех и более автобусов обеспечивается выполнение требований к организации их сопровождения патрульными автомобилями ГИБДД.
4.3. Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, по которым проходят школьные автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.
Движение школьных автобусов осуществляется на дорогах I - IV категории.
Дорожные, коммунальные, другие организации при введении временных ограничений или прекращении движения на участках дорог и улиц, по которым проходят школьные автобусные маршруты (при проведении мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д.), обязаны своевременно (при плановых мероприятиях не позднее чем за 10 дней; при внеплановых - немедленно, после принятия уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления города решения о введении временных ограничений или закрытии движения) информировать об этом руководителей учреждений, осуществляющих школьные перевозки на соответствующих школьных автобусных маршрутах, согласовать с органами ГИБДД варианты объездных путей, при необходимости произвести дорожные работы и оборудовать их необходимыми средствами организации дорожного движения.
4.4. Руководители учреждений, осуществляющих школьные перевозки, должны немедленно сообщать в органы местного самоуправления, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, а также в органы ГИБДД о выявленных в процессе эксплуатации школьных маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, угрожающих безопасности дорожного движения; принимать необходимые предупредительные меры в соответствии с действующими нормативными документами.
4.5. В случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки детей, руководители учреждений, осуществляющие школьные перевозки, дорожные, коммунальные организации, органы ГИБДД обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить движение школьных автобусов. Временное прекращение или ограничение движения школьных автобусов осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок информирования о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметры дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на школьном маршруте, меры по обеспечению дальнейшего следования учащихся и ответственность должностных лиц за принятые решения.
4.6. Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения их преподавателями и (или) специально назначенными взрослыми.
Сопровождающий при осуществлении школьных перевозок обязан:
- обеспечить посадку в школьный автобус включенных в список учащихся, подлежащих перевозке;
- производить учет учащихся при посадке и высадке из автобуса;
- следить за тем, чтобы во время движения автобуса учащиеся не вставали со своих мест, не ходили по салону, не пытались самостоятельно достать с полок вещи, не трогали никаких устройств в салоне автобуса, не открывали окна без разрешения, не отвлекали водителя, были пристегнуты ремнями безопасности; не допускать нахождения в салоне автобуса посторонних лиц;
- обеспечивать порядок в салоне автобуса и соблюдение правил поведения при осуществлении школьных перевозок;
- в процессе осуществления школьных перевозок находиться у двери автобуса.
По прибытии школьного автобуса на остановку сопровождающий передает учащихся их родителям (законным представителям) либо при наличии заявления родителей (законных представителей) разрешает обучающимся самостоятельно следовать от остановки школьного автобуса до места жительства.
Количество сопровождающих должно быть не менее количества дверей в автобусе.
Для сопровождения учащихся, перевозимых колонной автобусов, учреждениями здравоохранения выделяются медицинские работники на договорной основе.
4.7. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты.
4.8. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку детей только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
4.9. Один раз в четверть сопровождающие проходят периодические инструктажи по организации безопасной перевозки детей под руководством руководителя учреждения, с росписью в соответствующем журнале регистрации инструктажей.
Инструктаж должен содержать порядок:
- подачи автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки детей;
- взаимодействия сопровождающего и водителя;
- поведения детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса;
- пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса;
- контроля над детьми при движении и остановках автобуса. При проведении инструктажа отражаются вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями (поломка автобуса, вынужденная остановка, дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами), в т.ч.:
- порядок эвакуации пассажиров;
- порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования устройствами приведения их в действие;
- правила пользования огнетушителями, способы оказания первой помощи пострадавшим.
4.10. Руководители учреждений обязаны организовать проведение инструктажа обучающихся:
- о правилах безопасного поведения в местах сбора во время ожидания автобуса, о порядке посадки и высадки из автобуса;
- о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;
- о поведении при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций во время перевозок;
- о способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Инструктажи проводятся с периодичностью не реже одного раза в четверть.
При проведении инструктажей должно быть предусмотрено использование наглядных пособий, обсуждение практических ситуаций, возникающих в процессе дорожного движения.

5. Обеспечение профессиональной
надежности водителей автобусов

5.1. К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей, могут быть допущены водители соответствующей квалификации и имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
5.2. Для перевозки детей допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители, не допустившие в течение календарного года грубые нарушения Правил дорожного движения и трудовой дисциплины, а также не имевшие случаев отстранения от управления автотранспортным средством по причине нетрезвого состояния.
5.3. Для обеспечения профессиональной надежности водителей автобусов руководители учреждений (организаций) обязаны выполнять следующие требования:
5.3.1. При назначении водителей впервые для работы на регулярных школьных перевозках организовать проведение предварительной стажировки. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении перевозок детей только на тех типах автобусов и на тех маршрутах, на которых водители в дальнейшем будут работать самостоятельно.
Для непрерывного обеспечения школьных перевозок обучающихся, на случай временного отсутствия водителя либо поломки школьного автобуса, заранее проводится стажировка водителей и на других типах автобусов (в течение 3 - 4 дней) и на других маршрутах (в течение 1 - 2 дней).
5.3.2. Обеспечивать прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации.
5.3.3. Организовать проведение предрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий и режима работы) медицинских осмотров водителей с отметкой в путевых листах и регистрацией в журнале.
5.3.4. Устанавливать режимы труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
5.3.5. Регулярно обеспечивать поддержание необходимого уровня информированности водителей об условиях движения и работы их на школьных маршрутах путем проведения предрейсовых инструктажей.
Инструктажи должны включать сведения:
- о порядке организации перевозки детей автобусами в соответствии с настоящим Положением;
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных и дорожных условий, о скоростных режимах движения на маршруте;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при изменении дорожно-климатических условий на маршруте, при возникновении технической неисправности автобуса, при ухудшении состояния здоровья водителя и пассажиров в пути;
- о соблюдении правил техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на линии и действиях при возникновении пожара в автобусе;
- о действиях водителя при угрозе или возникновении дорожно-транспортного происшествия, о порядке экстренной эвакуации детей из салона автобуса, об оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим;
- о действиях водителя при попытке захвата или захвате автобуса криминальными элементами (террористами);
- об ответственности водителя за нарушение нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и настоящего Положения. Проведение инструктажей должно регистрироваться в журнале учета инструктажей под роспись водителей и лица, проводившего инструктаж.
Периодические инструктажи водителей проводятся с периодичностью не реже одного раза в четверть, с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.
Периодический инструктаж включает следующие положения:
информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автобуса (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);
осуществление противоугонных и противопожарных мер;
действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;
правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.
Сезонные инструктажи водителей проводятся два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водителей к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автобуса.
В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобуса в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями.
Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями по мере необходимости в следующих случаях:
при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапное изменение погодных условий и т.п.);
при внезапном изменении школьных маршрутов;
при получении информации о совершенных происшествиях;
при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.
При проведении инструктажей должно быть предусмотрено использование наглядных пособий, обсуждение практических ситуаций, возникающих в процессе дорожного движения.
5.3.6. Организовать проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей. Сведения о прохождении курса занятий и сдачи зачетов заносятся в личное дело водителя.
5.3.7. Организовать контроль за соблюдением водителями требований обеспечения безопасности школьных перевозок.

6. Обеспечение эксплуатации автобусов
в технически исправном состоянии

6.1. Техническое состояние, объемы и сроки проведения технического обслуживания, оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям ГОСТ 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования", введенного с 01.01.1999.
6.2. Руководители учреждений (организаций) обязаны:
6.2.1. Использовать для перевозки детей автобусы, зарегистрированные в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющие лицензионную карточку установленного образца (при заключении договора).
6.2.2. Обеспечивать проведение технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
6.2.3. Обеспечить ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки. Должностные лица, ответственные за техническое состояние автобусов, обязаны производить в путевом листе и журнале отметки о технической исправности транспортных средств.
6.3. Требования по оснащению и техническому состоянию прочих элементов конструкции автобуса:
6.3.1. Должны быть в работоспособном состоянии:
- аварийные выходы автобусов и устройства приведения их в действие;
- привод управления дверями, сигнализация работы дверей и сигнал требования остановки;
- звуковой сигнал;
- механизмы открывания крышек потолочных вентиляционных люков, системы вентиляции и отопления салона.
6.3.2. Аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование дополнительными элементами конструкции салона автобуса, ограничивающими свободный допуск к аварийным выходам.
6.3.3. Автобусы должны быть оснащены противооткатными упорами (не менее двух), огнетушителями (один в кабине водителя, второй в пассажирском салоне), двумя укомплектованными медицинскими аптечками, а автобусы категории М3 классов II и III - тремя аптечками, знаками аварийной остановки (или мигающим красным фонарем). Использование огнетушителей без пломб и с истекшими сроками годности не допускается. Медицинские аптечки должны быть укомплектованы пригодными для использования препаратами.
6.3.4. Поручни в автобусах, сиденья, огнетушители, медицинская аптечка должны быть закреплены в местах, предусмотренных конструкцией автобуса.
6.3.5. Автобусы спереди и сзади должны быть оборудованы предупреждающим знаком "Дети" в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета с изображением символа дорожного знака 1.23 (ПДД) черного цвета.

7. Требования к использованию автобусов образовательными
учреждениями, в ведении которых они находятся

7.1. Школьные автобусы, находящиеся в собственности администрации - городской округ город Скопин Рязанской области, используются образовательными учреждениями, в ведении которых они находятся, для доставки учащихся в образовательные учреждения, развоза учащихся по окончании занятий.
При осуществлении перевозок учащихся по установленным школьным маршрутам в случае наличия в школьном автобусе свободных сидячих мест руководитель образовательного учреждения, в ведении которого он находится, может разрешить соответствующим приказом доставку сотрудников данного образовательного учреждения на школьном автобусе до места работы и обратно по окончании занятий.
В случае, если не нарушается режим подвоза обучающихся на учебные занятия, возможно использование автобуса для подвоза обучающихся на внешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, выставки), городские, районные и областные культурно-массовые и спортивные мероприятия, перевозки обучающихся к местам труда и отдыха.
7.2. Руководитель образовательного учреждения, в ведении которого находится школьный автобус, может использовать его в каникулярное время, выходные и праздничные дни для подвоза учащихся на внешкольные мероприятия только после письменного согласования с начальником управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования - городской округ город Скопин.

8. Обязанности должностных лиц по организации
и осуществлению безопасности школьных перевозок

8.1. Обязанности должностных лиц по организации и осуществлению безопасности школьных перевозок изложены в приложениях № 1, № 2, № 3 к настоящему Положению и являются его неотъемлемой частью.
8.2. Лица, организующие и (или) осуществляющие школьные перевозки, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся общеобразовательного учреждения, перевозимых школьным автобусом, а также за нарушение их прав и свобод.





Приложение № 1
к Положению
"Об организации специальных
(школьных) перевозок учащихся в
общеобразовательных учреждениях
муниципального образования - городской
округ город Скопин Рязанской области"

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ДИРЕКТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК УЧАЩИХСЯ
ШКОЛЬНЫМ АВТОБУСОМ

1. Общие положения

1.1. Директор школы является лицом, ответственным за обеспечение безопасности автобусных перевозок учащихся и состояние работы в учреждении по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2. Функции

2.1. На директора школы возлагается выполнение следующих функций по обеспечению безопасности автобусных перевозок учащихся:
2.1.1. обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов;
2.1.2. содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при их эксплуатации;
2.1.3. организация обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;
2.1.4. организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров-школьников.

3. Обязанности

3.1. Для обеспечения профессиональной надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности директор обязан:
3.1.1. осуществлять прием на работу, организовывать стажировки и допуск к осуществлению перевозок пассажиров-школьников водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет;
3.1.2. обеспечивать повышение профессионального мастерства водителей путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями;
3.1.3. обеспечивать проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
3.1.4. организовывать регулярное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей;
3.1.5. обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
3.1.6. осуществлять регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регистрируемых инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации труда, отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки и охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД;
- об изменениях в организации перевозок;
- о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения;
3.1.7. организовывать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок;
3.2. для содержания автобусов в технически исправном состоянии, предупреждения отказов и неисправностей при их эксплуатации директор обязан:
3.2.1. обеспечить наличие и исправность средств повышения безопасности пассажиров школьных автобусов в соответствии с действующими нормативными требованиями;
3.2.2. обеспечивать проведение государственного технического осмотра, обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
3.2.3. обеспечивать проведение ежедневного технического осмотра автобусов перед выходом в рейс и по возвращении из рейса с соответствующими отметками в путевом листе;
3.2.4. обеспечить охрану автобусов для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или причинения автобусам каких-либо повреждений;
3.3. для организации обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок директор обязан:
3.3.1. немедленно сообщать в органы муниципального образования, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в органы ГИБДД о выявленных в процессе эксплуатации маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности движения, а также о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, стихийных явлениях; принимать необходимые предупредительные меры (организация движения с пониженными скоростями, изменение маршрута движения, информирование водителей, временное прекращение движения автобусов) в соответствии с действующими нормативными документами;
3.3.2. участвовать в комиссионном обследовании автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами с оформлением результатов обследования актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации автобусных маршрутов;
3.3.3. немедленно информировать отдел образования муниципального органа о несоответствии действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения для принятия решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или их закрытии;
3.3.4. осуществлять постоянное взаимодействие с органами ГИБДД для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметров дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте перевозок детей школьными автобусами;
3.3.5. прекратить автобусное движение в случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях);
3.4. для организации перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок детей, директор обязан:
3.4.1. обеспечивать сопровождение перевозок групп детей из числа сотрудников общеобразовательных учреждений;
3.4.2. обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей о мерах безопасности во время поездки на школьном автобусе;
3.4.3. обеспечить каждого водителя школьного автобуса графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок, схемой маршрута с указанием опасных участков, информацией об условиях движения и другими необходимыми путевыми документами;
3.4.4. организовывать контроль за соблюдением маршрутов и графиков (расписаний) движения, количеством перевозимых пассажиров, не превышающим число мест для сидения;
3.4.5. уведомлять органы ГИБДД об организации перевозок школьников, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами;
3.4.6. обеспечивать сопровождение детей, перевозимых колонной автобусов, медицинскими работниками;
3.4.7. регулярно информировать управление образования органа местного самоуправления о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушениях Правил дорожного движения и других норм безопасности движения;
3.4.8. вести учет и анализировать причины дорожно-транспортных происшествий с автобусами и нарушений водителями учреждения правил движения;
3.4.9. выезжать на место ДТП для проведения служебного расследования, составлять положенные документы в соответствии с Инструкцией по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.

4. Права

4.1. Директор имеет право:
4.1.1. запрещать выпуск автобусов в рейс или возвращать в гараж при обнаружении в них технических неисправностей, угрожающих безопасности движения;
4.1.2. отстранять от работы водителей при их появлении на работе в нетрезвом состоянии, а также если их состояние или действия угрожают безопасности перевозок;
4.1.3. обеспечивать проведение послерейсовых медицинских осмотров для водителей, состояние здоровья которых требует особого контроля.

5. Ответственность

5.1. Директор несет ответственность за нарушения требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности автобусных перевозок - дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.





Приложение № 2
к Положению
"Об организации специальных
(школьных) перевозок учащихся в
общеобразовательных учреждениях
муниципального образования - городской
округ город Скопин Рязанской области"

ПАМЯТКА
ВОДИТЕЛЮ АВТОБУСА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ШКОЛЬНИКОВ

1. Общие требования безопасности

1.1. К перевозке учащихся школьным автобусом допускаются лица в возрасте не моложе 21 года с непрерывным стажем работы в качестве водителя не менее трех последних лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Выезжая в рейс, водитель должен иметь опрятный вид, быть вежливым и внимательным к пассажирам.
1.3. Учащихся при перевозке должны сопровождать не менее двух взрослых (на каждую дверь автобуса по одному сопровождающему).
1.4. Автобус для перевозки обучающихся и воспитанников должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком "Дети", поясами безопасности для каждого пассажира, цветографическими знаками безопасности, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями и медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.5. Во время движения автобуса возможно воздействие следующих опасных факторов:
- резкое торможение автобуса;
- удар при столкновении с другими транспортными средствами или препятствиями;
- отравляющее воздействие угарного газа при нахождении в автобусе с работающим двигателем во время длительных стоянок или при возникновении неисправности системы выпуска отработавших газов;
- отравляющее воздействие паров бензина при подтекании топлива вследствие неисправности системы питания двигателя;
- воздействие высокой температуры и продуктов горения при возникновении пожара;
- наезд проходящего транспортного средства при выходе детей на проезжую часть дороги.
1.6. Водителю запрещается выезжать в рейс в болезненном, утомленном состоянии, под действием лекарственных препаратов, влияющих на быстроту реакции, а также на технически неисправном автобусе.

2. Требования безопасности перед началом перевозки

2.1. Водитель перед выездом в рейс должен в установленном порядке пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также инструктаж по охране труда.
2.2. Водитель обязан лично убедиться:
- в технической исправности автобуса;
- в наличии необходимой путевой документации;
- в правильности оформления путевого листа;
- в наличии спереди и сзади на кузове автобуса предупреждающего знака "Дети";
- в наличии двух исправных огнетушителей и укомплектованной медицинской аптечки;
- в наличии и исправности поясов безопасности на каждом пассажирском месте;
- в чистоте салона автобуса и своего рабочего места.
2.3. Водитель в установленном порядке обязан представить автобус на технический осмотр перед выходом в рейс.
2.4. Водитель обязан обеспечить безопасную посадку обучающихся и воспитанников в автобус на специально оборудованных посадочных площадках со стороны тротуара или обочины дороги только после полной остановки автобуса.
2.5. Во время посадки и высадки пассажиров автобус должен быть заторможен стояночным тормозом. Движение автобуса задним ходом не допускается.
2.6. Количество пассажиров школьного автобуса не должно превышать числа посадочных мест.
2.7. В школьном автобусе разрешается перевозить только обучающихся согласно утвержденному списку и лиц, их сопровождающих, назначенных соответствующим приказом.
2.8. В школьном автобусе запрещается перевозить иных пассажиров, кроме перечисленных в 2.7.
2.9. Не разрешается допускать перевозку пассажиров, стоящих в проходах между сидениями автобуса.
2.10. Запрещается выезжать в рейс без специально назначенных приказом по школе сопровождающих лиц.

3. Требования безопасности во время перевозки

3.1. Движение автобуса должно осуществляться без резких толчков, с плавным разгоном, а при остановке не допускается резкое торможение, за исключением случаев экстренной остановки.
3.2. В пути следования запрещается:
- отклоняться от графика и заданного маршрута движения;
- отвлекаться от управления автобусом;
- курить, принимать пищу, вести разговоры;
- пользоваться сотовым телефоном без специальной гарнитуры;
- допускать в автобус посторонних лиц.
3.3. Скорость движения автобуса при перевозке детей выбирается в соответствии с требованиями ПДД и не должна превышать 60 км/ч.
3.4. Не разрешается перевозить обучающихся и воспитанников в темное время суток, в гололед и в условиях ограниченной видимости.
3.5. Перед неохраняемым железнодорожным переездом следует остановить автобус и, убедившись в безопасности проезда через железнодорожные пути, продолжить движение.
3.6. При движении в организованной колонне запрещается обгон других транспортных средств колонны.
3.7. Во избежание отравления угарным газом запрещаются длительные стоянки автобуса с работающим двигателем.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправностей автобуса следует принять вправо, съехать на обочину дороги, остановить автобус в безопасном месте, высадить пассажиров-школьников, не допуская их выхода на проезжую часть дороги, и в соответствии с требованием ПДД выставить аварийные знаки безопасности. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Нахождение пассажиров-школьников в буксируемом автобусе не допускается.
4.3. В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием детей принять меры по оказанию пострадавшим неотложной доврачебной помощи и с ближайшего пункта связи, телефона сотовой связи или с помощью проезжающих водителей сообщить о происшествии администрации школьного учреждения, в ГИБДД и вызвать скорую медицинскую помощь.

5. Требования безопасности по окончании перевозки

5.1. По прибытии из рейса водитель обязан:
- сообщить руководителю общеобразовательного учреждения о результатах поездки;
- установленным порядком пройти послерейсовый медицинский осмотр;
- провести техническое обслуживание автобуса и устранить все выявленные неисправности;
- сообщить руководителю общеобразовательного учреждения о готовности к следующему рейсу.
5.2. При техническом обслуживании автобуса водитель обязан руководствоваться требованием п. 4.5.23 ГОСТ Р 51160-98 о двойном сокращении периодичности осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус для перевозки.





Приложение № 3
к Положению
"Об организации специальных
(школьных) перевозок учащихся в
общеобразовательных учреждениях
муниципального образования - городской
округ город Скопин Рязанской области"

ПАМЯТКА
ДЛЯ СОПРОВОЖДАЮЩЕГО В АВТОБУСЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ШКОЛЬНИКОВ

1. Один раз в четверть сопровождающие проходят периодические инструктажи по организации безопасной перевозки детей под руководством руководителя учреждения, с росписью в соответствующем журнале регистрации инструктажей.
2. Во время движения автобуса сопровождающий должен находиться на передней площадке салона.
3. Сопровождающий должен знать, где находятся предметы пожаротушения в салоне автобуса, уметь пользоваться ими, а также должен быть ознакомлен о спасательных мерах при авариях.
4. Посадка и высадка школьников производится после полной остановки автобуса под руководством сопровождающего.
5. Перед началом движения сопровождающий должен убедиться, что количество школьников не превышает число посадочных мест, окна с левой стороны закрыты и подать команду на закрытие дверей.
6. Во время движения сопровождающий обеспечивает порядок в салоне, не допускает вставания школьников с мест и хождения по салону.
7. При высадке сопровождающий выходит первым и направляет школьников вправо по ходу движения за пределы проезжей части.


------------------------------------------------------------------