Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Советского районного суда города Рязани от 17.03.2015 N 2-935/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Постановления администрации г. Рязани от 29 мая 2014 года "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован">



СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА РЯЗАНИ

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. № 2-935/2015

(извлечение)

Судья Советского районного суда г. Рязани рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению Щ.Е.А. об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления,

установил:

Щ.Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что она является собственником квартиры <...>, решением собственников которого от 23 января 2014 года был определен способ управления многоквартирным домом - специализированным потребительским кооперативом СПК УМЖД "Рязанский городской оператор" с прямыми расчетами населения за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, а решением от 3 марта 2014 года, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 11 Закона Рязанской области № от 18 ноября 2013 года "О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области", о способе формирования фонда капитального ремонта дома на специальном счете. С целью реализации волеизъявления собственников многоквартирного дома, СПК УМЖД "РГО" заключил с ОАО "Сбербанк России" договор об открытии специального счета для формирования фондов капитального ремонта и предоставил в Государственную жилищную инспекцию Рязанской области уведомление о выбранном способе формирования фонда. Таким образом, до 20 мая 2014 года, то есть в течение срока, установленного в ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 11 Закона Рязанской области № <...>, собственниками было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта. Однако, 29 мая 2014 года администрацией г. Рязани было издано Постановление № <...> "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован", в перечень которого включен <...>. Ссылаясь на то, что постановление Администрации г. Рязани в этой части, возлагающее на нее обязанность оплачивать взнос на капитальный ремонт на общий счет регионального оператора, приводящая к "задвоенному" ежемесячному начислению размера платы в фонд капитального ремонта, противоречит положениям ст. 170 Жилищного кодекса РФ и ч. 1 ст. 11 Закона Рязанской области № <...> заявитель просила суд признать Постановление администрации г. Рязани от 29 мая 2014 года № <...> недействующим со дня его принятия в части включения в Перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в срок до 22 мая 2014 года не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован - <...>; возложить на ответчика расходы по уплате госпошлины в размере <...> руб.
В судебное заседание заявитель Щ.Е.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте его проведения, об отложении разбирательства не просившая, не явилась.
Представитель заявителя Р.В.В., действующая на основании доверенности, доводы заявления поддержала и просила его удовлетворить.
Орган местного самоуправления, принявший оспариваемый акт, Администрация г. Рязани, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила, просила дел рассмотреть в отсутствие ее представителя. В письменном отзыве представитель Администрации г. Рязани указал на то, что обязанность по ведению реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестра специальных счетов, а также по информированию органа местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, возложена ст. 172 Жилищного кодекса РФ на орган государственного жилищного надзора. Полагал, что постановление о формировании фонда капитального ремонта в оспариваемой части, вынесенное на основании предоставленных Государственной жилищной инспекцией Рязанской области 26 мая 2014 года реестра уведомлений, в которых дом по адресу: <...> отсутствовал, а также информации о не включении в реестр уведомлений домов, в том числе дома по адресу: <...> как свидетельствующих об открытии специальных счетов для капитального ремонта от имени лица, не отвечающего требованиям, предъявляемым Жилищным кодексом РФ к владельцу таких счетов, действующему законодательству не противоречит.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и органа, вынесшего оспариваемое постановление, выслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора об отсутствии законных оснований для признания нормативного правового акта несоответствующим закону, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Частью 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу ч. 2 названной статьи, расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Пунктом 1.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, а также выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт в виде денежных средств, находящихся на специальном счете или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта РФ, местных бюджетов высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Частью 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта РФ порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В целях регулирования отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области был принят Закон Рязанской области от 18 ноября 2013 года № <...> и "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Рязанской области, утвержденная Постановлением Правительства Рязанской области от 12 февраля 2014 года № <...>.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Рязанской области № решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа была опубликована в выпуске газеты "Рязанские ведомости" № <...> от 20 февраля 2014 года, соответственно, в силу обозначенных выше норм федерального и регионального законодательства решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме до 21 мая 2014 года.
В соответствии с ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В судебном заседании установлено, что 29 мая 2014 года Администрацией г. Рязани было издано Постановление № <...> "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован".
Названным постановлением сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Рязани, собственники помещений которых в срок до 22 мая 2014 года не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
В перечень в приложении к Постановлению было включено домов, в том числе <...>.

3 июня 2014 года, то есть в течение пяти дней, как было предусмотрено п. 4 Постановления, оно было опубликовано в средствах массовой информации, а именно в выпуске газеты № <...> "Рязанские ведомости" и размещено на официальном сайте администрации г. Рязани.
Часть 1 ст. 13 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года № <...> "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ").
Как разъяснено в п. 28 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оспариваемое постановление Администрации г. Рязани обладает всеми существенными признаками нормативного правового акта, поскольку принято органом, уполномоченным в соответствии со ст. 39, 41 "Уставом муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области", принятого Решением Рязанского городского Совета от 30 июня 2006 года № <...>, на принятие муниципальных нормативных правовых актов, а также содержит правовые нормы, которые по смыслу вышеприведенных норм влекут возникновение у неопределенного круга собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт на общий счет регионального оператора, и рассчитаны на неоднократное применение.
Давая оценку законности данного нормативного правового акта, учитывая разъяснения Постановления Пленума Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года № <...> "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ", суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса РФ, владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 Кодекса, а также справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта РФ.
Реестр уведомлений, указанных в ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса РФ, реестр специальных счетов, а также информирование органа местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, осуществляется органом государственного жилищного надзора (ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса РФ).
Законом Рязанской области обязанность по ведению реестра уведомлений владельцев специального счета о выбранном собственниками помещений многоквартирного дома способе формирования фонда капитального ремонта, реестра специальных счетов и информирования органа местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, также была возложена именно на орган государственного жилищного надзора (в том числе ст. 6 Закона).
По смыслу данных норм, непосредственное принятие решения об отнесении многоквартирных домов к числу домов, собственники помещений в которых в установленный срок выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и реализовали его, осуществляется органом государственного жилищного надзора, а перечень домов, не относящихся к указанным, определяется органом местного самоуправления путем исключения из общего перечня домов, расположенных на территории муниципального образования, тех домов, собственники помещений в которых в установленный срок выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и реализовали его, исключительно на основании информации, предоставленной органом государственного жилищного надзора.
При этом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по проверке достоверности представленной им органом государственного жилищного надзора информации.
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами требований к формированию фондов капитального ремонта, также отнесено к компетенции органов государственного жилищного надзора (ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с "Положением о государственной жилищной инспекции Рязанской области", утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 11 июня 2008 года № <...> на территории Рязанской области центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Рязанской области, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также уполномоченным исполнительным органом государственной власти Рязанской области по осуществлению регионального Государственного жилищного надзора, является государственная жилищная инспекция Рязанской области.
Из материалов, представленных Администрацией г. Рязани в суд в порядке ст. 56, 249 Гражданского процессуального кодекса РФ усматривается:
Письмом от 26 мая 2014 года Государственная жилищная инспекция Рязанской области проинформировала Администрацию г. Рязани о поступлении в инспекцию уведомлений о выбранных собственниками помещений способах формирования фондов капитального ремонта на специальных счетах по многоквартирным домам г. Рязани, из них по домам на специальных счетах, владельцем которых является региональный оператор.
Органу местного самоуправления было предложено принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, не выбравших или не реализовавших выбранный способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок.
Одновременно Инспекция сообщила в Администрацию г. Рязани о том, что уведомления, полученные по многоквартирным домам г. Рязани, в том числе по дому <...>, о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта были возвращены без включения в реестр, поскольку их собственниками в качестве владельца специального счета был выбран специализированный потребительский кооператив по управлению многоквартирными жилыми домами "Рязанский городской оператор", который на момент принятия решения и открытия специальных счетов в Рязанском отделении № 8606 ОАО "Сбербанк России", требованиям, предъявляемым Жилищным кодексом РФ к владельцу специальных счетов по капитальному ремонту не отвечал.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации г. Рязани было издано на основании информации, поступившей из органа государственного жилищного надзора.
Причем, действительно, как на момент принятия собственниками помещений в <...> решения о способе формирования фонда капитального ремонта, открытия специализированным потребительским кооперативом по управлению многоквартирными жилыми домами "Рязанский городской оператор" специального счета в Банке, приема Инспекцией уведомлений владельца специального счета, так и на момент издания постановления Администрации г. Рязани, ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса РФ, действовала в редакции, в соответствии с которой владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома могли быть только: 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах; 2) осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Частью 1 ст. 191 Жилищного кодекса РФ предусматривалось, что меры финансовой поддержки на финансирование работ по капитальному ремонту могут быть получены исключительно теми потребительскими кооперативами, которые созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ, то есть в соответствии со ст. 110 Жилищного кодекса РФ.
То есть, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах.
Изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ в части касающейся отнесения к возможным владельцам специальных счетов управляющих организаций, не отвечающих требованиям жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, вступили в силу с 1 января 2015 года (ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ).
В силу положений ст. 20 Жилищного кодекса РФ именно органы государственного жилищного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами требований к формированию фондов капитального ремонта.
Принятое Государственной жилищной инспекцией Рязанской области решение о не включении многоквартирных домов г. Рязани, в том числе <...>, в реестр многоквартирных домов с выбранным способом формирования фонда капитального ремонта, со ссылкой на невозможность при указанных обстоятельствах признать решение собственников об определения способа формирования фонда капитального ремонта реализованным, в установленном законом порядке незаконным до настоящего времени признано не было.
У суда в рамках рассматриваемого дела также отсутствуют законные основания для дачи правовой оценки законности и обоснованности решения Государственной жилищной инспекцией Рязанской области, а тем более соответствия требованиям Жилищного кодекса РФ и иных законов РФ о жилищном кооперативе и (или) ином специализированном потребительском кооперативе выбранного собственниками владельца специальных счетов.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что у Администрации г. Рязани имелись законные основания для включения <...> в перечень домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленная законом процедура принятия акта органом местного самоуправления была соблюдена, оспариваемый нормативный правовой акт федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, заявление Щ.Е.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 251 - 253, ст. 194 - 198 ГПК РФ, судья

решил:

В удовлетворении заявления Щ.Е.А. об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления Постановления Администрации г. Рязани № <...> от 29 мая 2014 года "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.


------------------------------------------------------------------