Постановление Администрации муниципального образования - Печерниковское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области от 25.03.2015 N 7 "Об утверждении муниципальной программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Печерниковское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области на 2015 - 2020 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ПЕЧЕРНИКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МИХАЙЛОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. № 7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ
СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ - ПЕЧЕРНИКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2015 - 2020 ГОДЫ"
На основании Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011 № 204 "Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований", Постановления Правительства Российской Федерации № 502 от 14.06.2013 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, городских округов", руководствуясь Уставом муниципального образования - Печерниковское сельское поселение, администрация муниципального образования - Печерниковское сельское поселение постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Печерниковское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области на 2015 - 2020 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на сайте администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район в сети Интернет.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации МО -
Печерниковское сельское поселение
С.И.УСАНОВ
Приложение
к Постановлению
администрации муниципального
образования - Печерниковское
сельское поселение "Об утверждении
муниципальной программы "Комплексное
развитие систем коммунальной
инфраструктуры муниципального
образования - Печерниковское
сельское поселение Михайловского
муниципального района Рязанской
области на 2015 - 2020 годы"
от 25 марта 2015 г. № 7
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПЕЧЕРНИКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ
ПОСЕЛЕНИЕ МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
Раздел 1. ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Муниципальная программа "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Печерниковское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области на 2015 - 2020 г." (далее - Программа)
Заказчик Программы
Администрация муниципального образования - Печерниковское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области
Разработчик Программы
Управление по строительству, развитию инфраструктуры, архитектуре, ГО и ЧС администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области
Основание принятия решения о разработке Программы
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований" от 06.05.2011 № 204;
- Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов"
Ответственный исполнитель Программы
Администрация муниципального образования - Печерниковское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области
Соисполнители Программы
Организации (предприятия) коммунального комплекса
Цели и задачи Программы
Цели Программы: комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, реконструкция и модернизация систем коммунальной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования - Печерниковское сельское поселение
Задачи Программы:
1. Обеспечение качественного и надежного предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям при соответствии требованиям экологических стандартов.
2. Комплексная модернизация и реконструкция существующей системы.
3. Формирование экономических и организационных условий развития систем коммунальной инфраструктуры поселения.
4. Совершенствование экономических и организационных механизмов развития энергосбережения и повышения энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры.
5. Обеспечение доступности информации о формировании тарифов и надбавок
8. Улучшение состояния окружающей среды, экологическая безопасность развития поселения, создание благоприятных условий для проживания граждан
Целевые индикаторы Программы
- Повышение надежности работы систем коммунальной инфраструктуры поселения;
- повышение качества коммунальных услуг;
- обеспечение нормативного уровня надежности в системах ресурсоснабжения, а именно:
- показатели повышения уровня оснащенности приборами учета используемых коммунальных ресурсов 100% к 2020 году;
- аварийность систем ед./км - 0,117 к 2020 году;
- уровень потерь 2,465% к 2020 году;
- износ системы коммунальной инфраструктуры - 5% к 2020 году;
- удельный вес сетей, нуждающихся в замене - 5% к 2020 году
Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы: 2015 - 2020 годы, в один этап
Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования программных мероприятий за период 2015 - 2020 гг. составляет 27059,0 тыс. руб.
К источникам финансирования программных мероприятий относятся:
- средства федерального бюджета;
- средства областного бюджета;
- средства местного бюджета;
- внебюджетные источники финансирования
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Модернизация и обновление коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Печерниковское сельское поселение Михайловского муниципального района, устранение причин возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека, улучшение экологического состояния окружающей среды. Годовой экономический эффект от реализации программы составит к 2020 году до 15% экономии. Население получит качественные услуги от деятельности систем коммунальной инфраструктуры
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ
КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Муниципальное образование - Печерниковское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области расположено на юге Михайловского муниципального района Рязанской области.
Границы территории МО - Печерниковское сельское поселение установлены законом Рязанской области "О наделении муниципального образования - Михайловский муниципальный район статусом муниципального района, об установлении его границ и границ муниципальных образований, входящих в его состав" № 86-ОЗ, принятым Рязанской областной Думой 7 октября 2004 года. Территория муниципального образования составляет порядка 67 км2.
В состав муниципального образования входит 3 населенных пункта. Административным центром муниципального образования является с. Печерники.
Большинство жилищного фонда поселения представлен индивидуальными жилыми домами с участками. Количество индивидуальных жилых домов - 718. Количество многоквартирных жилых домов - 14. Большая часть жилищного фонда поселения приходится на с. Печерники, с. Березово.
Связь административного центра поселения с районным центром осуществляется по автодороге протяженностью 21 км.
На территории поселения отсутствуют промышленные предприятия. Основной отраслью экономики поселения является сельское хозяйство и торговля. Производственно-хозяйственный комплекс Печерниковского сельского поселения представлен сельскохозяйственным производством, в основном частными подсобными хозяйствами, специализирующимися на растениеводстве и животноводстве.
Торговля представлена несколькими магазинами, сосредоточенными в основном в руках частных.
Основными внешними транспортными связями будут оставаться автомобильные дороги.
2.1. Система газоснабжения
На территории муниципального образования - Печерниковское сельское поселение отсутствует центральное теплоснабжение. Имеются 2 автономных тепловых пункта, обеспечивающих теплом объекты социально-общественного назначения, используя природный газ и другой вид топлива.
Теплоснабжение объектов осуществляют предприятия, на балансе которых находятся здания, это: МОУ "Печерниковский филиал Слободской средней школы" на природном газе, Печерниковский СДК - на другом виде топлива.
В Печерниковском сельском поселении имеется жилой фонд: всего 732 домовладения общей площадью 32298,3 кв. м, из них: 14 домов многоквартирных общей площадью 1914 кв. м, 718 индивидуальных жилых домов общей площадью - 30384,3 кв. м.
Жилищный фонд отапливается от индивидуальных источников теплоснабжения.
Основным видом топлива является газ, но имеются другие виды топлива - уголь и дрова.
с. Печерники, с. Березово - в данных населенных пунктах в качестве топлива используют газ. В д. Саларьево в качестве топлива используют уголь, дрова.
Общее количество потребляемой тепловой энергии в жилом фонде - 20781 Гкал/год, из них 20301 Гкал/год - газ.
Общее количество потребляемой тепловой энергии объектами социально-общественного назначения - 379 Гкал/год, из них 238 Гкал/год - газ, 141 Гкал/год - выработанная теплоэнергия от других видов топлива.
Протяженность существующего подземного газопровода составляет 30 км.
Основной объем газа, поступающий на жизнеобеспечение жилого фонда, распределяется на эксплуатацию бытовых газовых приборов (газовые плиты, газовые водогрейные колонки, отопительные агрегаты горячего водоснабжения).
Основной задачей Программы в сфере теплоснабжения является повышение надежности работы системы теплоснабжения посредством газификации населенных пунктов поселения.
Это позволит улучшить экологическую ситуацию поселения.
Основными источниками финансирования указанных мероприятий являются:
- средства федерального, областного и местного бюджетов, внебюджетные источники.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий по газификации населенных пунктов поселения позволит существенно повысить надежность теплоснабжения потребителей, соответственно, снизить затраты на их эксплуатацию и улучшить экологическую обстановку.
2.2. Система водоснабжения
Водоснабжение как отрасль играет огромную роль в обеспечении жизнедеятельности сельского поселения, требует целенаправленной государственной политики по развитию надежного питьевого водоснабжения.
Централизованная система хозяйственно-питьевого водоснабжения существует в 1 населенном пункте поселения - с. Печерники, в котором в 2013 году проживали 443 жителей из 498. Таким образом, потенциально обеспеченность населения централизованным водоснабжением составляет 89,7%. Фактически услугами централизованного водоснабжения пользуются лишь 80,2% общего числа жителей МО. Протяженность водопроводной сети 2 км. В с. Березово и д. Саларьево централизованное водоснабжение отсутствует и осуществляется путем использования шахтных колодцев и буровых скважин мелкого заглубления.
Централизованное горячее водоснабжение на территории городского поселения отсутствует. Таким образом, обеспеченность населения централизованным горячим водоснабжением составляет 0%.
Системы водоснабжения населенных пунктов обособлены. Водоснабжение осуществляется из подземных источников.
Водоснабжение осуществляется от 3-х рабочих артезианских скважин, находящихся на территории Печерниковского сельского поселения. Артезианские скважины имеют наземные павильоны для отбора проб с целью контроля качества воды и установки устройств контроля и управления насосами. Подача воды в разводящую сеть водопровода к потребителям производится по водоводам из водозаборных скважин с помощью погружных насосов.
Система централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населенного пункта включает в себя:
- артезианские скважины с необходимым насосным оборудованием и автоматикой управления;
- водонапорные башни с резервуарами чистой воды (отсутствует);
- разводящие сети населенного пункта.
Сети внешнего водоснабжения в населенном пункте с централизованной системой водоснабжения построены по тупиковой схеме.
Технологическая схема водоснабжения населенных пунктов следующая: от артезианских скважин вода с помощью погружных насосов сразу поступает в резервуары чистой воды и далее в сеть к потребителям.
Водозаборные устройства не имеют системы водоподготовки.
Техническое состояние сетей и сооружений в полной мере не соответствует предъявляемым к ним требованиям.
Наружное пожаротушение поселения осуществляется силами МПС и федеральной ПЧ путем забора воды из естественных и искусственных водоемов, находящихся на территории поселений. Пожарные гидранты в населенных пунктах: с. Печерники - 6 шт.
В настоящее время в Печерниковском сельском поселении централизованная система водоотведения отсутствует. Очистные сооружения децентрализованной системы водоотведения отсутствуют.
Объекты систем водоснабжения являются муниципальной собственностью сельского поселения, эксплуатируются и обслуживаются организацией ОАО "Управление жилыми домами".
Количество элементов централизованной системы ХВС населенных пунктов Печерниковское сельского поселения:
Название населенного пункта
Кол-во скважин
Количество водонапорных башен
Количество водопроводных колодцев
Количество водоразборных колонок
Количество пожарных гидрантов
с. Печерники
3
3
17
13
6
Итого
3
3
17
13
6
Баланс подачи и реализации воды Печерниковского сельского поселения приведен в таблице.
Водный баланс Печерниковского сельского поселения,
м3/сут., куб. м/год
2014 год, куб. м/сут.
2014 год, куб. м/год
Общий забор воды
85,160
31083,515
Подача в сеть
83,944
30639,400
Потери, неучтенные расходы
9,281
3387,475
Реализация услуг водоснабжения, в т.ч.
75,879
27696,040
Население
72,238
26367,040
На другие нужды
3,641
1329,00
С 2011 по 2014 годы наблюдается сокращение подъема воды. ОАО "Управление жилыми домами" обеспечивает водоснабжением - 1 населенный пункт с населением 443 жителей, проживающих в 496 индивидуальных и многоквартирных домах и 1 объект социальной сферы.
Приборный учет воды в сельском поселении отсутствует.
Тарифы на услуги холодного водоснабжения ежегодно возрастают в пределах утвержденных предельных индексов максимально возможного изменения тарифов.
Динамика тарифов на услуги водоснабжения по Печерниковскому сельскому поселению отражена в таблице:
Вид услуги
Стоимость услуги, руб./куб. м
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
Холодное водоснабжение (ХВС)
17,4
18,44
20,24
21,77
24,64
В соответствии с п. 2 части 4 ст. 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" товары и услуги организаций коммунального комплекса признаются доступными при соблюдении системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей, установленной Региональной энергетической комиссией Рязанской области в порядке, предусмотренном законодательством.
В процессе реализации программы планируется бурение новых скважин, строительство водонапорных башен и водопроводных сетей.
2.3. Текущее состояние электроснабжения
Электроснабжение потребителей Печерниковского сельского поселения осуществляется от электроподстанции, обслуживаемой филиалом Рязаньэнерго "ОАО МРСК Центр и Приволжья" ПО Рязанские электрические сети Михайловский РЭС. Организация, эксплуатирующая электросети, - Михайловский РЭС. Электроснабжение осуществляется от 13 трансформаторных подстанций 10/04 кВ.
Общая протяженность линий электропередачи составляет 21,4 км, в том числе по уровням напряжения: ВЛ 0,4 кВ - 6,8 км, ВЛ 10 кВ - 14,6 км. Наибольшую долю в электрических сетях занимают низковольтные воздушные линии.
Существующие линии электропередачи выполнены на железобетонных и деревянных опорах. За время эксплуатации электрических сетей деревянные опоры пришли в негодность, на сегодняшний день многие из них находятся в аварийном состоянии. При сильных порывах ветра возникают аварийные ситуации, связанные с поломкой опор. Кроме того, сечение проводов не соответствует напряжению и нагрузке сетей. Поэтому появляется необходимость в реконструкции существующих ВЛ 10; 0,4 кВ, отработавших нормативный срок эксплуатации и выработавших свой ресурс.
Большое количество комплектных трансформаторных подстанций и трансформаторов 10/0,4 кВ, отслуживших нормативный срок эксплуатации (более 25 лет) и не отвечающих по техническому состоянию требованиям действующих нормативно-технических документов, требуют замены (реконструкции), так как затраты на капитальный ремонт сопоставимы и даже превышают затраты по реконструкции. Эксплуатация трансформаторов со сверхнормативным сроком приводит к изменению технических характеристик внутренних элементов и как следствие - увеличению потерь на 5 - 7%. Кроме того, вследствие роста потребной мощности у потребителей часть трансформаторов работает с перегрузкой по мощности, что приводит к снижению напряжения в сети 0,38 - 10 кВ и росту потерь электроэнергии.
Выполнение объемов работ по реконструкции ВЛ-0,4 кВ и ТП 10/0,4 кВ позволит значительно повысить безопасность эксплуатации электроустановок, надежность электроснабжения потребителей, качество электроэнергии и снизить технологические потери в сетях 0,4 кВ.
Приборами учета электрической энергии обеспечены практически все потребители. Одной из проблем объективного и эффективного учета электрической энергии является эксплуатация устаревших приборов учета с высокой степенью погрешности. Это условие существенно затрудняет внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, которая в настоящее время функционирует только по "верхнему уровню" на питающих центрах.
Нормы потребления жилищно-коммунального сектора, включая расход электроэнергии на жилые и общественные здания, предприятия коммунально-бытового обслуживания, наружное освещение, системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В результате анализа существующего положения электросетевого хозяйства Печерниковского сельского поселения были выявлены следующие основные проблемы:
- необходима реконструкция существующих КТП 10/0,4 кВ и установка дополнительных КТП;
- необходимо строительство новых и реконструкция существующих ВЛ 10 кВ и разводящих сетей 0,4 кВ с применением энергосберегающих технологий и современных материалов;
- необходима замена существующих деревянных опор линий электропередачи на железобетонные.
Мероприятиями по развитию системы электроснабжения Печерниковского сельского поселения станут:
- оснащение потребителей бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства электронными приборами учета расхода электроэнергии;
- реконструкция существующего наружного освещения улиц и проездов;
- внедрение современного электроосветительного оборудования, обеспечивающего экономию электрической энергии.
2.4. Текущее состояние сбора и утилизации ТБО
Большим и проблематичным вопросом на протяжении целого ряда лет являлась уборка и вывоз хозяйственного мусора и твердых бытовых отходов. На территории поселения организована система сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
На территории индивидуальной застройки отходы собираются и вывозятся по бестарной системе. Норма накопления бытовых отходов для населения составляет 1,5 куб. м в год на человека.
Собранные отходы вывозятся для захоронения на полигон ТБО. Полигон твердых бытовых отходов расположен в 21 км.
С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Печерниковского сельского поселения и дальнейшего развития жилищного строительства необходима рекультивация территории, на которой ранее располагалась несанкционированная свалка.
Осуществлять увеличение процента охвата населения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора до 100% с дальнейшей утилизацией мусора на полигон промышленных и бытовых отходов.
Раздел 3. ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОСЕЛЕНИЯ, ПЛАН ПРОГНОЗИРУЕМОЙ
ЗАСТРОЙКИ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ СПРОС НА КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Динамика численности населения
В состав муниципального образования входит 3 населенных пункта. Административным центром муниципального образования является с. Печерники:
1. с. Печерники;
2. с. Березово;
3. д. Саларьево.
Население сельского поселения на 01.01.2014 составляло 470 человек.
Перспективная численность населения определена с учетом сложившейся демографической ситуации. В рассматриваемой перспективе предполагается сокращение численности населения.
Демографический прогноз до 2020 года
Показатели
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Численность населения, чел.
498
498
470
470
461
450
443
436
436
Сокращение численности населения обусловлено отрицательным сальдо миграции и естественной убылью населения.
С каждым годом увеличивается отток мигрантов из поселения, причем выбывает в основном трудоспособное население.
3.2. Динамика ввода, сноса и капитального ремонта
многоквартирных домов и частной жилой застройки
Объем жилого фонда сельского поселения на 01.01.2015 составил 32,298 тыс. кв. м. Жилищный фонд сельского поселения включает 14 многоквартирных жилых домов общей жилой площадью 1914 кв. м и 718 индивидуальных жилых домов общей площадью 30,384 кв. м.
Объемы предполагаемой жилищной застройки Печерниковского сельского поселения представлены в следующей таблице:
Жилищная застройка в перспективе, м2
Всего
в том числе по годам
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Печерниковское сельское поселение
2200
200
300
300
400
500
500
Уровень обеспеченности населения Печерниковского сельского поселения жильем на 1 января 2014 года составляет 68,0 м2 на 1 жителя.
Объем жилищного фонда, м2
2009
2014
2020
Печерниковское сельское поселение
30798,0
32298
34498,0
В процессе реализации программы будет продолжена реализация мероприятий программ и подпрограмм:
- развитие индивидуального жилищного строительства;
- обеспечение жильем молодых семей;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
- комплексное освоение и оснащение земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
- формирование документов территориального планирования для обеспечения устойчивого развития территории Рязанской области;
- развитие жилищно-коммунального комплекса.
Целью муниципальной политики Михайловского района в сфере жилищного строительства является обеспечение жителей района качественным и доступным жильем, увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов, развитие ипотечного жилищного кредитования.
Ключевым инструментом достижения поставленной цели станет реализация на территории района приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", в рамках которого предполагается обеспечить:
- формирование благоприятных условий для притока инвестиций в жилищное строительство;
- внедрение финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с различным уровнем доходов;
- оказание муниципальной поддержки при индивидуальном жилищном строительстве и ипотечном жилищном кредитовании;
- совершенствование механизма обеспечения жильем молодых семей, молодых специалистов, работающих в сельской местности, ветеранов войны, работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- реализацию мероприятий по модернизации жилищного фонда, ликвидации ветхого и аварийного жилья.
3.3. Динамика общественно-деловых зданий
В рассматриваемом периоде значительного строительства общественно-деловых зданий не ожидается.
3.4. Прогноз спроса на коммунальные ресурсы
Прогноз спроса на коммунальные ресурсы рассчитан на основании:
- данных о потреблении коммунальных ресурсов объектами существующей застройки;
- удельных показателей потребления коммунальных ресурсов объектами перспективной застройки (согласно соответствующим СНИП и СП);
- действующих целевых программ развития и Генерального плана Печерниковского сельского поселения.
Прогнозы спроса и нагрузки по водоснабжению представлены в таблицах.
Прогноз спроса на коммунальные ресурсы
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Потребление воды, тыс. м3, в т.ч.
27,696
27,696
27,696
27,696
29,903
29,903
населением
26,367
26,367
26,367
26,367
28,574
28,574
прочими потребителями
1,329
1,329
1,329
1,329
1,329
1,329
Прогноз нагрузки
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Среднесуточная нагрузка водопотребления, м3/сут., в т.ч.
75,879
75,879
75,879
75,879
79,780
79,780
населением
72,238
72,238
72,238
72,238
76,139
76,139
прочими потребителями
3,641
3,641
3,641
3,641
3,641
3,641
Спрос на коммунальные ресурсы в рассматриваемый период значительно не изменится.
Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ И ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Целью всех мероприятий, реконструкции и технического перевооружения комплекса водоснабжения является бесперебойное снабжение населенных пунктов питьевой водой, отвечающей требованиям новых нормативов качества, повышение энергетической эффективности оборудования, контроль и автоматическое регулирование процесса водоподготовки. Выполнение данных мероприятий позволит гарантировать устойчивую, надежную работу водозаборных узлов и получать качественную питьевую воду в количестве, необходимом для обеспечения жителей, предприятии бюджета и объектов соцкультбыта населенных пунктов МО.
Основные мероприятия с техническим обоснованием
N№ пп
Мероприятия
Техническое обоснование
1.
Подготовка проектов зон санитарной защиты ВЗУ
Гидрогеологическое влияние на экологические аспекты, санитарная защита водных источников, качество воды
2.
Произвести энергоаудит водозаборных узлов
Энергоэффективность и энергосбережение
3.
Произвести реконструкцию существующей водопроводной сети на участках, требующих замены в с. Печерники
Улучшение работы систем водоснабжения, снижение аварийности
4.
Замена запорной арматуры, вышедшей из строя или выработавшей амортизационный срок
Улучшение работы систем водоснабжения, снижение аварийности, снижение потерь воды
5.
Установить современное оборудование для создания системы диспетчеризации ХВС
Энергоэффективность и энергосбережение
6.
Разработать проект системы диспетчеризации ХВС
Энергоэффективность и энергосбережение
7.
Установка счетчиков учета воды
Энергоэффективность и энергосбережение
Система диспетчеризации, телемеханизации и система управления режимами водоснабжения в данный момент отсутствуют. Для выполнения требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на водонасосных станциях системы водоснабжения МО предлагается внедрение системы автоматического регулирования работы насосных агрегатов и внедрение системы диспетчеризации водоснабжения. Целью данного мероприятия является снижение потребления электроэнергии, оптимизация работы насосных агрегатов и повышение надежности системы водоснабжения.
При внедрении системы автоматизации решаются следующие задачи:
- повышение оперативности и качества управления технологическими процессами;
- повышение безопасности производственных процессов;
- повышение уровня контроля технических систем и объектов, обеспечение их функционирования без постоянного присутствия дежурного персонала;
- сокращение затрат времени персонала на обнаружение и локализацию неисправностей и аварий в системе;
- экономия трудовых ресурсов, облегчение условий труда обслуживающего персонала;
- сбор (с привязкой к реальному времени), обработка и хранение информации о техническом состоянии и технологических параметрах системы объектов;
- ведение баз данных, обеспечивающих информационную поддержку оперативного диспетчерского персонала.
Необходимо выполнить перечень работ по модернизации автоматизации технологических процессов на водоочистных станциях ВОС, оборудования насосных станциях 1-го подъема. Расширить перечень контролируемых параметров и заменить существующие системы автоматизации на более современные и с большим количеством входов/выходов. Также выполнить мероприятия по передаче части управления оборудованием КВОС системе автоматического управления.
Для бесперебойной и безаварийной работы системы ВЗУ сооружений необходимо провести комплекс мероприятий по модернизации оборудования.
Устаревшую морально и технически электромеханическую релейную защиту заменить на современную микропроцессорную, что повысит надежность и быстродействие срабатывания защиты при аварийных ситуациях, обеспечит селективность и чувствительность, упростит обслуживание оборудования.
В процессе работы необходимо постоянно контролировать следующие технологические параметры:
- уровень воды в резервуарах и дренажном приямке (дискретный вход);
- контролировать параметры ТПЧ - ток, частота, режим работы;
- состояние насосных агрегатов;
- потребляемый двигателями насосных агрегатов ток при питании от сети 0,4 кВ;
- состояние электрических вводов;
- охранно-пожарную сигнализацию.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Достаточно большой удельный вес расходов на водоподготовку приходится на оплату электроэнергии, что актуализирует задачу по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. С этой целью необходимо заменить оборудование с высоким энергопотреблением (насосные агрегаты станций 1-го подъема) на энергоэффективное. Использование высоковольтных тиристорных преобразователей частоты (ТПЧ) на существующих агрегатах позволит не только продлить срок их безаварийной эксплуатации за счет плавной регулировки работы насосов в зависимости от давления в разводящей сети, но и снизить расходы на электроэнергию на 10 - 15%.
Для снижения потерь воды, связанных с нерациональным ее использованием, у потребителей и в организациях, осуществляющих водоснабжение населенных пунктов поселения, устанавливаются счетчики учета расхода воды.
В настоящее время система коммерческого учета водопотребления на водозаборах и абонентах централизованной сети водоснабжения отсутствует на ВЗУ и имеется в среднем на 17,4% абонентских вводах. Для выполнения требований ФЗ -261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о полной оснащенности потребителей узлами учета потребляемых энергоресурсов планируется в период до конца 2015 года установить общедомовые и индивидуальные счетчики воды.
Замена ветхих сетей водоснабжения будет осуществляться без внесения изменений в существующую схему водоснабжения, поэтому маршруты прохождения трубопроводов не изменятся. Вопрос о трассировке новых сетей водоснабжения решается на стадии проектирования в каждом конкретном случае.
Размещение существующих насосных станций, резервуаров - сохраняемые места их расположения. Места размещения новых насосных станций, резервуаров, водонапорных башен выбираются на стадии проектирования исходя из условий застройки населенного пункта, рельефа местности и результатов гидротехнических изысканий.
На основании анализа существующего состояния коммунальной инфраструктуры и перспектив развития сельского поселения определены следующие целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры на период до 2020 года:
1. При реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Печерниковского сельского поселения стоимость коммунальных услуг, оказываемых населению, должна соответствовать критериям доступности, утвержденным Приказом Региональной энергетической комиссии Рязанской области в течение всего периода действия Программы.
Предварительные критерии доступности тарифов
на коммунальные услуги для населения
N№ пп
Критерий
Уровень доступности
доступный
недоступный
1
Доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи
до 15,5%
свыше 15,5%
2
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
до 12%
свыше 12%
3
Уровень собираемости платежей за коммунальные услуги
85% и выше
85% и ниже
4
Доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения
15% и ниже
15% и выше
2. Обеспечить новых потребителей коммунальными услугами в необходимом объеме.
3. Обеспечить в течение всего периода действия программы качественное предоставление коммунальных услуг, в том числе:
- соблюдение качества питьевой воды в соответствии с нормами, установленными СанПиН.
4. Обеспечить степень охвата потребителей приборами учета расходования коммунальных ресурсов согласно таблице.
Целевые показатели повышения уровня оснащенности
приборами учета используемых коммунальных ресурсов
Наименование показателя
Ед. изм.
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Доля объемов тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями
процент
100
100
100
100
100
100
Доля объемов воды, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой бюджетными учреждениями
процент
100
100
100
100
100
100
Доля объемов воды, потребляемой в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в жилых домах
процент
20
50
80
100
100
100
5. Обеспечить нормативный уровень надежности в системах ресурсоснабжения.
Наименование показателя
Ед. изм.
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Водоснабжение
Аварийность систем коммунальной инфраструктуры
ед./км
0,252
0,202
0,183
0,140
0,119
0,117
Перебои в снабжении потребителей
час./чел.
0
0
0
0
0
0
Продолжительность (бесперебойность) поставки товаров и услуг
час./день
24
24
24
24
24
24
Уровень потерь
%
9,6
9,6
8,3
7,5
5,1
2,465
Износ системы коммунальной инфраструктуры
%
70
50
40
20
10
5
Удельный вес сетей, нуждающихся в замене
%
52,55
40
30
20
10
5
Раздел 5. АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКИХ И ПЛАНОВЫХ РАСХОДОВ
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
5.1. Программа инвестиционных проектов в водоснабжении
Программа развития системы водоснабжения включает проекты, обеспечивающие повышение эффективности и надежности работы системы.
Эффективность инвестиций в проекты водоснабжения крайне низка, и большинство из них имеют длительный срок окупаемости или не окупаются в рассматриваемой перспективе. Однако социальная функция проектов, направленная на надежное функционирование и развитие системы водоснабжения, а также экологическую безопасность сельского поселения, делает необходимым их реализацию в полном объеме (таблица № 1).
5.2. Программа инвестиционных проектов в водоотведении
В настоящее время централизованная система водоотведения на всей территории МО отсутствует.
Сточные воды от существующей жилой застройки, подключенной к централизованной системе водоснабжения, самотеком по закрытой системе канализации поступают в индивидуальные выгребные ямы (негерметичные приемные резервуары-накопители). Остальные жилые дома частного сектора оборудованы надворными уборными. Очистка накопительных емкостей и приемных емкостей надворных уборных осуществляется ассенизационной машиной.
Все эти устройства не соответствуют требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", согласно которым дворовые помойницы и уборные должны обязательно иметь водонепроницаемый выгреб. Зачастую и расположение этих сооружений относительно жилых построек и водозаборных колодцев не соответствует нормативным требованиям, техническое и санитарное обслуживание не производится.
Сложившаяся ситуация негативно влияет на экологическое состояние грунтовых вод и почвы населенных пунктов, повышает вероятность возникновения эпидемиологических ситуаций.
Пространственная разбросанность жилых строений на территории населенных пунктов, исторически сложившееся отсутствие планировки при застройке, изрезанность местности размещения населенного пункта (наличие заболоченных участков, рек, ручьев и оврагов) затрудняет создание единой централизованной системы водоотведения населенного пункта.
В связи с этим предлагается создавать в населенных пунктах децентрализованные системы локальных очистных сооружений (ЛОС): как индивидуальных, так и на несколько жилых домов, что допускается п. 3.5 СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".
Можно выделить 2 вида автономной канализации:
- накопители сточных вод;
- сооружения, предназначенные для биологической очистки сточных вод.
Создание централизованной системы водоотведения на территории МО схемой водоснабжения и водоотведения не предусматривается, предусматривается создание децентрализованной системы водоотведения на базе септиков в с. Печерники (таблица № 2).
Таблица 1
Финансирование инвестиционных проектов водоснабжения
с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Программой
N№ пп
Наименование мероприятий
Характеристика
Капитальные затраты по проекту (в ценах соответствующих лет), тыс. руб.
Срок реализации проекта
Источники финансирования
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего
1
Реконструкция существующих сетей на участках, требующих замены, в с. Печерники
Замена изношенных участков водопровода с целью снижения потерь воды, улучшения работы систем водоснабжения, снижения аварийности
-
-
8750,0
8750,0
-
-
17500,0
2016 - 2020 гг.
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение, федеральный, областной и местный бюджет
2.
Замена запорной арматуры, вышедшей из строя или выработавшей амортизационный срок
Улучшение работы систем водоснабжения, снижение аварийности, снижение потерь воды
20,0
20,0
17,0
17,0
26,0
-
100,0
2016 - 2020 гг.
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение
3.
Подготовка проектов зон санитарной защиты ВЗУ
Снижение гидрогеологического влияния на экологические аспекты, санитарная защита водных источников, качество воды
40,0
40,0
40,0
-
-
-
120,0
2015 - 2017 гг.
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение
4.
Произвести энергоаудит водозаборных узлов
Энергоэффективность и энергосбережение
40,0
40,0
40,0
-
-
-
120,0
2015 - 2017 гг.
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение
5.
Установка счетчиков учета воды у потребителей и на ВЗУ
Повышение точности учета отпускаемой воды, энергоэффективность и энергосбережение
208,0
208,0
208,0
-
-
-
624,0
2015 - 2017 гг.
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение, средства потребителей
6.
Разработать проект системы диспетчеризации ХВС
Энергоэффективность и энергосбережение
-
-
-
180,0
-
-
180,0
2018 г.
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение
7.
Установить современное оборудование для создания системы диспетчеризации ХВС
Энергоэффективность и энергосбережение
-
-
-
-
-
300,0
300,0
2020 г.
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение
8.
Станция обезжелезивания воды в с. Печерники
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение, федеральный, областной и местный бюджет
8.
Устройство колодцев с. Печерники, 1 шт. с. Березово, 1 шт. д. Саларьево
Улучшение надежности снабжения потребителей водой
99,00
99,00
99,0
-
-
-
297,0
2015 г., 2017 г.
Инвестиционная составляющая тарифов на водоснабжение, местный бюджет
ИТОГО
407,0
407,0
9154,0
8947,0
26,0
300,0
19241,0
Общий объем капитальных вложений в период до 2020 года составит 19241,00 тыс. руб.
В таблице суммы ориентировочного объема инвестиций определены в соответствии с укрупненными сметными нормативами цены строительства сетей водоснабжения и канализации по усредненной стоимости запорной арматуры и водосчетчиков и примерной стоимости работ по их установке, из программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности водоснабжающей организации.
Таблица № 2
Финансирование инвестиционных проектов водоотведения
с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Программой
N№ пп
Краткое описание проекта
Характеристика
Капитальные затраты по проекту (в ценах соответствующих лет), тыс. руб.
Срок реализации проекта
Источник финансирования
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего
1
Создание децентрализованной системы водоотведения на базе септиков в с. Печерники
Улучшение экологической обстановки в МО, повышение качества предоставления коммунальных услуг
-
-
-
-
-
7818,0
7818,0
2020 г.
Средства федерального, областного и местного бюджетов, внебюджетных источников, потребителей
Итого
-
-
-
-
-
7818,0
7818,0
Общий объем капитальных вложений в период до 2020 года составит 7818,0 тыс. руб.
5.2. Источники инвестиций
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования, бюджета Рязанской области, федерального бюджета, а также средств предприятий коммунального комплекса, осуществляющих деятельность на территории муниципалитета, включенных в соответствующие проекты инвестиционных программ. Инвестиционными источниками предприятий коммунального комплекса являются прибыль, а также заемные средства.
Привлечение средств областного и федерального бюджетов возможно в рамках финансирования областных и федеральных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Объемы финансирования Программы за счет средств местного бюджета муниципального образования носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении проекта бюджета муниципалитета на очередной финансовый год.
5.3. Проекты в сфере водоснабжения
Общий объем инвестиций в развитие системы водоснабжения в период с 2015 по 2020 год составит 19241,0 тыс. руб.
5.4. Проекты в сфере водоотведения
Общий объем инвестиций в развитие системы водоотведения в период с 2015 по 2020 год составит 7818,0 тыс. руб.
5.5. Сводный план финансирования программных мероприятий
Общий объем капитальных вложений в развитие систем коммунальной инфраструктуры Печерниковского сельского поселения за период с 2015 по 2020 год составит 27059,0 тыс. руб.
Раздел 6. ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа разработана на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", федеральных законов от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поручения Президента Российской Федерации от 17.03.2011 № ПР-701, распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года № 102-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы", Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований" от 06.05.2011 № 204, Постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов", в соответствии с утвержденными Схемами теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения, с Уставом муниципального образования - Печерниковское сельское поселение.
Программа определяет основные направления развития коммунальной инфраструктуры (т.е. водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения), объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в соответствии с потребностями муниципального образования - Печерниковское сельское поселение, в целях повышения качества услуг и улучшения экологической обстановки и предусматривает внедрение механизмов проведения реконструкции, модернизации и комплексного обновления объектов коммунального назначения.
Основу документа составляет система программных мероприятий по различным направлениям развития коммунальной инфраструктуры. Программой определены ресурсное обеспечение и механизм реализации основных ее направлений.
Данная программа ориентирована на устойчивое развитие муниципального образования - Печерниковское сельское поселение и в полной мере соответствует государственной политике реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.
Данная программа является основанием для выдачи технических заданий по разработке инвестиционных проектов организаций коммунального комплекса муниципального образования - Печерниковское сельское поселение по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Капитальный ремонт существующей системы водоснабжения отвечает интересам жителей поселения и позволит:
- формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунальной инфраструктуры и условий для привлечения инвестиций;
- это проведение работ по замене их на более долговечные и экономичные в целях улучшения эксплуатационных показателей объектов ЖКХ.
В связи с тем, что Печерниковское сельское поселение из-за ограниченных возможностей местного бюджета, не имеет возможности самостоятельно решить проблему реконструкции, модернизации и капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства в целях улучшения качества предоставления коммунальных услуг, финансирование мероприятий Программы необходимо осуществлять за счет средств федерального, областного и местного бюджета, средств, полученных за счет регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и внебюджетных источников.
Ключевыми, наиболее эффективными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергоэффективности жилых домов и бюджетных организаций являются: установка поквартирных приборов учета воды, внедрение экономичной водоразборной арматуры, установка современного оборудования для создания системы диспетчеризации ХВС.
Ожидаемые результаты при реализации мероприятий.
В результате реализации мероприятий:
- к 2020 году потребители будут обеспечены коммунальными услугами централизованного водоснабжения;
- по водоотведению будет предусмотрено создание децентрализованной системы водоотведения на базе септиков в с. Печерники;
- будет достигнуто повышение надежности и качества предоставления коммунальных услуг;
- будет достигнут 100%-й контроль водоиспользования за счет установки узлов коммерческого учета водопотребления у пользователей и на ВЗУ;
- будет улучшена экологическая ситуация.
Мониторинг и корректировка Программы осуществляется на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года № 115 "О принятии нормативных актов по отдельным вопросам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- Приказ от 14 апреля 2008 года № 48 Министерства регионального развития Российской Федерации "Об утверждении Методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
- Методика проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Мониторинг Программы включает следующие этапы:
1. Периодический сбор информации о результатах проводимых преобразований в коммунальном хозяйстве, а также информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры.
2. Верификация данных.
3. Анализ данных о результатах проводимых преобразований систем коммунальной инфраструктуры.
Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим выполнение Программы, а также состоянию систем коммунальной инфраструктуры.
Разработка и последующая корректировка Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры базируется на необходимости достижения целевых уровней муниципальных стандартов качества предоставления коммунальных услуг при соблюдении ограничений по платежной способности потребителей, то есть при обеспечении не только технической, но и экономической доступности коммунальных услуг.
------------------------------------------------------------------