Решение Совета депутатов муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области от 02.03.2015 N 9 "Об утверждении муниципальной программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района на 2016 - 2026 гг."
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ЕКШУРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КЛЕПИКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. № 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ
СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ - ЕКШУРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КЛЕПИКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2016 - 2026 ГГ."
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов", Уставом Екшурского сельского поселения Клепиковского муниципального района, Совет депутатов муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района решил:
1. Утвердить муниципальную программу "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района на 2016 - 2026 гг." согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в Информационном бюллетене муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района и на официальном сайте администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район.
3. Настоящее постановление вступает со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Совета депутатов
муниципального образования -
Екшурское сельское поселение
С.А.МЕТЕЛКИН
Глава муниципального образования -
Екшурское сельское поселение
С.А.МЕТЕЛКИН
Приложение
к решению
Совета депутатов
муниципального образования -
Екшурское сельское поселение
Клепиковского муниципального района
от 2 марта 2015 г. № 9
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЕКШУРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
КЛЕПИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2016 - 2026 ГГ."
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
"Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Екшурского сельского поселения Клепиковского муниципального района на 2016 - 2026 гг." (далее - Программа)
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Устав муниципального образования - Екшурское сельское поселение принят решением Совета депутатов 19.05.2006, а не 28.02.2006 и имеет номер 12, а не 6.
------------------------------------------------------------------
Основание для разработки программы
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
Федеральный закон "О теплоснабжении" № 190-ФЗ от 27.07.2010;
"Методические рекомендации по разработке программ коммунального развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований", утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ № 204 от 06.05.2011;
Устав муниципального образования - Екшурское сельское поселение, принятый решением Совета депутатов от 28.02.2006 № 6;
Генеральный план муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, утвержден Советом депутатов Администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района от 31.01.2014 № 4;
Правила землепользования и застройки части территории Екшурского сельского поселения, утвержденные Советом депутатов Администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района от 27.05.2013 № 19;
Схема теплоснабжения муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, утвержденная постановлением Администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района от 02.07.2014 № 51;
Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, утвержденные Советом депутатов Администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района от 23.10.2014 № 44;
Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года", утвержденная Постановление администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района от 01.11.2013 № 86;
Администрация муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района
Заказчик программы
Администрация муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района
Разработчик программы
Администрация муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района
Цели программы
Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, реконструкция и модернизация систем коммунальной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации на территории Екшурского сельского поселения
Задачи программы
Инженерно-техническая оптимизация систем коммунальной инфраструктуры.
Повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры.
Обеспечение более комфортных условий проживания населения сельского поселения.
Повышение качества услуг, предоставляемых ЖКУ.
Снижение потребления энергетических ресурсов.
Снижение потерь при поставке ресурсов потребителям.
Улучшение экологической обстановки в сельском поселении
Важнейшие целевые показатели программы
- Критерии доступности коммунальных услуг для населения;
- повышение надежности и бесперебойности поставки услуг;
- показатели качества поставляемого ресурса;
- увеличение охвата территории поселения коммунальными услугами;
- повышение эффективности использования ресурсов;
- уменьшение техногенного воздействия на среду обитания;
- улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания населения;
- уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду
Сроки реализации программы
Реализация программы планируется на 2016 - 2026 годы
Объемы и источники финансирования программы
Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 57,08 млн. рублей.
К источникам финансирования программных мероприятий относятся:
- средства областного бюджета;
- средства бюджета муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района;
- средства предприятий;
- прочие источники
--------------------------------
<*> - Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, носят прогнозный характер и подлежат уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год.
II. Характеристика существующего
состояния коммунальной инфраструктуры
2.1. Введение
Вступление в силу с 1 января 2006 года Федерального закона от 21.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в значительной мере изменило методику образования тарифов на услуги муниципальных и иных организаций коммунального комплекса, установило систему инвестиционных надбавок к тарифам и ценам, изменило порядок исчисления тарифов.
Начиная с 2006 года для всех муниципальных образований в соответствии с данным Законом является обязательной разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые направлены на создание и плановое развитие коммунальной инфраструктуры для нового строительства.
Муниципальная программа "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района на 2016 - 2026 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, а также Федерального закона от 22.12.2044 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Разработка Программы вызвана требованиями законодательства, необходимостью обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для привлечения инвестиций, новых подходов к строительству жилых и социальных объектов, современной системы ценообразования, повышения эффективности градостроительных решений, развития конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры поселения - документ, устанавливающий перечень мероприятий по строительству, реконструкции систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами.
Ответственность за разработку Программы и ее утверждение закреплена за органами местного самоуправления. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры разрабатывается организациями коммунального комплекса, согласуется и представляется в орган регулирования или утверждается представительным органом муниципального образования.
На основании утвержденной Программы орган местного самоуправления может определять порядок и условия разработки производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса с учетом местных особенностей и муниципальных правовых актов. Программа является базовым документом для разработки инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса поселения.
Целью разработки Программы является обеспечение надежности, качества и эффективности работы коммунального комплекса в соответствии с планируемыми потребностями развития муниципального образования.
Программа в перспективе направлена на решение следующих основных задач:
- создание условий для развития жилищного и промышленного строительства в муниципальном образовании - Екшурское сельское поселение, осуществления комплексного освоения земельных участков;
- разработка мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- повышение качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям, обеспечение возможности наращивания и модернизации коммунальной инфраструктуры в местах существующей застройки для обеспечения целевых параметров улучшения их состояния и увеличения объемов жилищного строительства;
- улучшение состояния окружающей среды, экологическая безопасность развития поселения, создание благоприятных условий для проживания граждан;
- повышение надежности коммунальных систем и качества коммунальных услуг;
- совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышение энергоэффективности коммунальной инфраструктуры муниципального образования;
- повышение инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры муниципального образования и создание эффективной системы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- взаимоувязанное по срокам и объемам финансирования перспективное планирование развития систем коммунальной инфраструктуры.
2.2. Характеристика муниципального образования
Муниципальное образование - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района расположено в центральной части Клепиковского муниципального района и включает в себя 8 населенных пунктов. Административным центром муниципального образования является село Екшур, которое граничит с районным центром г. Спас-Клепики на расстоянии 3 км. Расстояние до областного центра - г. Рязань составляет 80 км.
Общая площадь земель муниципального образования составляет 2337 га, вся территория поселения входит в границы национального парка "Мещерский".
Екшурское сельское поселение граничит на севере с территорией муниципальных образований - Спас-Клепиковское городское поселение и Оськинское сельское поселение, на востоке с территорией муниципальных образований - Оськинское и Бусаевское сельские поселения, на юге с территорией муниципальных образований - Бусаевское и Макеевское сельские поселения, на западе с территорией муниципального образования - Макеевское сельское поселение.
2.3. Анализ существующего состояния коммунальной
инфраструктуры муниципального образования
На территории Екшурского сельского поселения предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства занимаются:
- Филиал ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" Клепиковский район электрических сетей;
- Клепиковский РЭС - филиал "Приокские электросети" ОАО "Рязаньэнерго";
- ООО "Газпром межрегионгаз Рязань";
- ООО "Ренессанс".
В настоящее время деятельность коммунального комплекса сельского поселения характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов. Основные показатели сферы коммунальной инфраструктуры представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель
Ед. измерения
Значение показателя
Общая площадь жилого фонда:
тыс. м2
57,4
в том числе:
Муниципальный жилищный фонд
-"-
4,53
МКД (многоквартирные жилые дома)
-"-
11,5
из них в управлении:
УК (управляющая компания)
-"-
6,0
Управление ТСЖ
-"-
3,7
Непосредственное управление
-"-
1,8
МКД, не выбравшие способ управления
-"-
0
Общая площадь жилого фонда, находящаяся в ветхом и аварийном состоянии
-"-
2,46
Индивидуально-определенные жилые дома
-"-
45,4
Водоснабжение
Скважины
шт.
2
из них обслуживают жилищный фонд
-"-
2
производительность скважины с. Екшур
м3/час
35
д. Егорово
м3/час
10
Водопроводы
единиц
Протяженность сетей
км
7,7
из них обслуживают жилищный фонд
-"-
7,7
Количество населенных пунктов, обеспеченных центральным водоснабжением
шт.
2
Водоотведение
Канализационные сети
единиц
1
Протяженность сетей
км
1,57
Количество населенных пунктов, обеспеченных централизованным водоотведением
Шт.
1
Газификация
Количество населенных пунктов, газифицированных природным газом
шт.
7
Количество квартир и индивидуальных домовладений, газифицированных природным газом
шт.
849
Организация сбора и вывоза ТБО
Количество обслуживаемого населения в год
чел.
1057
Годовая удельная норма накопления ТБО
м3/чел.
1,5
Электроснабжение
Протяженность сетей наружного освещения
км
10
Количество фонарей уличного освещения
шт.
83
2.3.1. Анализ текущего состояния систем водоснабжения
Обеспечение потребителей сельских населенных пунктов Екшурского сельского поселения услугой холодного водоснабжения осуществляется с помощью 2 действующих хозяйствующих источников водоснабжения, артезианских скважин. Сеть централизованного водоснабжения, протяженность которых составляет 7,7 км, охватывает часть жилого сектора, объекты социально-культурного назначения, образования и здравоохранения. Установленная производительность водозаборных скважин поселения составляет 35 м3/час. Удельное годовое потребление воды составляет 33,3 м3/человека. Из-за изношенности сетей уровень потерь воды в сетях составляет 15,2%. Обслуживающая организация ООО "Ренессанс" обеспечивает водоснабжение жителей 2 населенных пунктов с населением 1273 жителя, проживающих в 291 индивидуальном и 18 многоквартирных домах и 7 объектов социальной сферы. Артезианские скважины оборудованы насосами, водонапорными башнями, что является преимуществом, так как создается запас воды. В с. Екшур установлен частотный регулируемый привод насосной станции, позволяющий экономить расход электроэнергии при подаче воды в систему. Данные источники централизованно снабжают водой 54% населения поселения, пять населенных пунктов потребляют воду из шахтных колодцев и буровых скважин мелкого заглубления.
На всех водозаборных устройствах муниципального образования отсутствуют водоочистка и водоподготовка. Вода, подаваемая в систему водоснабжения, по данным Клепиковской СЭС соответствует установленным нормам, но в связи с большим износом сетей и сооружений качество воды ухудшается. В пробах воды было выявлено превышение содержания железа, а также увеличена жесткость воды.
Сведения о состоянии существующих систем водоснабжения представлены в таблице.
Таблица 2
Наименование населенного пункта
Техническое состояние системы водоснабжения (% износа, потребность в техническом улучшении)
Степень подверженности загрязнению источников водоснабжения
Наличие разведанных запасов питьевой воды подземных источников
Производительность м3/час
Источник водоснабжения
Напорно-регулирующие сооружения
Водопроводная сеть
д. Егорово
Разведочно-эксплуатационная скважина - 1 шт., износ - 22%
Водонапорная башня - 1 шт., износ - 22%
100% износ
Санитарная охранная зона имеется
Нет
10
с. Екшур
Водозаборная скважина - 1 шт., износ - 11,4%
Водонапорная башня - 1 шт., износ - 11,4%
100% износ
Санитарная охранная зона имеется
Нет
25
Таблица 3
Техническое состояние водопроводных
сетей (муниципальная собственность)
N№ пп
Наименование объекта
Адрес объекта
Длина, км
Ду, мм
Материал
Пож. гидрант
Износ, %
1.
Водопроводная сеть (требуется кап. рем.)
д. Егорово
0,956
100
п/этил..
1
80
2.
Водопроводная сеть (требуется замена)
с. Екшур
6,7
125
Чугун, п/этил., Сталь, асбест.
9
100
Действующая система водоснабжения находится в чрезвычайно плохом состоянии. За весь период эксплуатации, а это более 40 лет, реконструкция водопроводных сетей не проводилась, производился лишь частичный ремонт с заменой небольших участков водовода при возникновении аварийных ситуаций. В результате этого санитарно-техническое состояние большей части водопроводных сетей неудовлетворительное, трубы изношены и коррозированы, что обуславливает аварии на системах водоснабжения. Физический износ водопроводных сетей в среднем по Екшурскому сельскому поселению составляет 100%. В результате плохого технического состояния водопроводных сетей и запорной арматуры значительная часть отпущенной воды ежедневно теряется из-за утечек и неучтенных расходов воды в сетях коммунальных водопроводов, поэтому дальнейшая эксплуатация без проведения реконструкционных мероприятий проблематична и неэффективна.
Главной целью должно стать обеспечение населения Екшурского сельского поселения питьевой водой соответствующего качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения. Для этого необходимо:
- реконструкция существующих сетей;
- замена запорной арматуры;
- энергоаудит водозаборных узлов;
- установка счетчиков учета потребляемой воды;
- разработка проекта диспетчеризации водоснабжения;
- установка оборудования диспетчеризации;
- строительство водопровода в населенных пунктах не имеющих централизованного водоснабжения;
- установка станций обезжелезивания и обеззараживания воды на каждом водозаборе.
2.3.2. Анализ текущего состояния системы водоотведения
Централизованной системой водоотведения в Екшурском сельском поселении охвачено только 41,7% жителей поселения. Это жители с. Екшур, проживающие в многоквартирных домах малоэтажной застройки, и жители домов частного сектора расположенных в непосредственной близости. В остальных населенных пунктах жилые дома оборудованы надворными септиками и уборными. Сточные воды от домов, подключенных к централизованной системе, самотеком по закрытой системе канализации поступают на КНС, которая перекачивает их на очистные сооружения для дальнейшей обработки. Протяженность централизованных сетей составляет 1,57 км, которые имеют 100% износ. КНС и очистные сооружения принадлежат ООО "Русвата", прием сточных вод производиться на основе договорных отношений с обслуживающей организацией. При этом приборы учета сбрасываемых канализационных стоков отсутствуют. Данные факторы приводят к удорожанию стоимости услуг водоотведения. Жители оставшихся населенных пунктов из-за отсутствия централизованной канализационной системы стоки накапливают в выгребных ямах, септиках, расположенных, как правило, на приусадебных участках, с последующим вывозом ассенизационными машинами. Изношенность централизованной системы водоотведения приводит к частым аварийным ситуациям.
Главной целью является обеспечение населения Екшурского сельского поселения качественной системой водоотведения, снижение стоимости услуг. Для выполнения данных целей необходимо:
- строительство канализационной сети в с. Екшур;
- строительство канализационно-насосной станции с. Екшур;
- строительство канализационно-очистных сооружений с. Екшур;
- строительство локальных очистных сооружений с. Екшур;
- строительство локальных очистных сооружений д. Егорово;
- строительство локальных очистных сооружений д. Малое Дарьино, д. Большое Дарьино, д. Ершовские Выселки.
2.3.3. Анализ текущего состояния системы электроснабжения
Электроснабжение потребителей Екшурского сельского поселения централизованное, осуществляет ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания".
ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания" - крупнейшая компания на территории области по реализации электрической энергии всем группам потребителей. Является субъектом оптового рынка. Имеет статус гарантирующего поставщика (ГП) на территории всей области (за исключением г. Рязани).
Услуги по транспортировке электрической энергии в Екшурском сельском поселении оказывает ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" "Клепиковский район электрических сетей".
Для наружного (уличного) освещения поселения используются в основном лампы ДРЛ 250, частично установлены лампы ДНаТ 100 по программе "Комплексная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики администрации муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области на период 2012 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года".
Большинство подстанций и линий электропередачи эксплуатируются более 20 лет, износ оборудования составляет около 60%, что влияет на их техническое состояние и уровень надежности энергосистемы. Значительное количество подстанций и линий электропередачи нуждается в проведении мероприятий по реконструкции и (или) модернизации. Потери при транспорте электроэнергии в сетях филиала ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" "Клепиковский район электрических сетей" составляют в целом 6 - 7%.
Кроме того, вследствие роста потребления мощности у потребителей, часть трансформаторов работает с перегрузкой по мощности, что приводит к снижению напряжения в сети и росту потерь электроэнергии.
Выполнение работ по реконструкции подстанций и линий позволит значительно повысить безопасность эксплуатации электроустановок, надежность электроснабжения потребителей, качество электроэнергии и снизить технологические потери в сетях.
Приборами учета электрической энергии обеспечены практически все потребители поселения. Одной из проблем объективного и эффективного учета электрической энергии является эксплуатация устаревших приборов учета с высокой степенью погрешности. Это условие существенно затрудняет внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии.
В результате анализа существующего положения электросетевого хозяйства Екшурского поселения были выявлены следующие основные проблемы:
Необходима реконструкция существующих линий электропередачи с применением энергосберегающих технологий и современных материалов;
Замена существующих трансформаторных подстанций на более мощные;
Реконструкция сети уличного освещения с переводом на энергосберегающие лампы;
Оснащение потребителей бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства электронными приборами учета расхода электроэнергии;
Внедрение современного электроосветительного оборудования, обеспечивающего экономию электрической энергии.
2.3.4. Анализ текущего состояния системы теплоснабжения
Площадь жилой застройки составляет 90% от общей площади застройки поселения. Жилые, в т.ч. многоквартирные, дома оборудованы автономными источниками тепловой энергии, основным видом топлива которых является природный газ. В части жилых домов частного сектора используется природный газ, а также другие виды топлива, в т.ч. дрова.
Все промышленные предприятия и объекты социальной сферы имеют индивидуальную систему теплоснабжения, основным видом топлива является природный газ.
2.3.5. Анализ текущего состояния систем газоснабжения
Снабжение природным и сжиженным газом потребителей в Екшурском сельском поселении осуществляет ООО "Газпром межрегионгаз Рязань", природным газом пользуется население 7 населенных пунктов. Уровень газификации жилого сектора поселения составляет 60%. Источниками газопотребления являются население, предприятия общественного питания, коммунально-бытовые учреждения и предприятия, местные котельные и бытовые котлы, промышленные предприятия.
Основной объем газа, поступающий на жизнеобеспечение жилого фонда распределяется на эксплуатацию бытовых газовых приборов (газовые плиты, газовые водогрейные колонки, отопительные агрегаты горячего водоснабжения).
В системе газоснабжения сельского поселения можно выделить следующие основные задачи:
- подключение к газораспределительной системе объектов существующей жилой застройки и нового строительства;
- обеспечение надежности газоснабжения потребителей;
- своевременная перекладка газовых сетей и замена оборудования;
- повышение уровня обеспеченности приборным учетом потребителей в жилищном фонде.
2.3.6. Анализ текущего состояния сферы сбора
твердых бытовых отходов
Большим и проблематичным вопросом для администрации сельского поселения на протяжении целого ряда лет является сбор и вывоз хозяйственного мусора и твердых бытовых отходов по всей территории поселения. На территории поселения организована система сбора и вывоза твердых бытовых отходов от жилых домов малоэтажной многоквартирной застройки, а именно:
- разработан график вывоза ТБО, предусматривающий контейнерную систему сбора и вывоза;
- разработан и утвержден тариф на сбор и вывоз ТБО на полигон промышленных и бытовых отходов.
Предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО физическим и юридическим лицам осуществляется ООО "Ренессанс".
На территории индивидуальной застройки работа по организации сбора и вывоза ТБО идет очень сложно. Это связано с сезонным увеличением численности проживающих в населенных пунктах, сложностью их учета, а также из-за невозможности соблюсти нормы САНПиНа по размещению контейнерных площадок относительно домовладений. А также отсутствия законодательной базы, обязывающей жителей индивидуальной жилой застройки заключать договоры на вывоз ТБО.
Часть населенных пунктов с индивидуальной жилой застройкой оборудованы контейнерными площадками, частично заключены договоры на вывоз ТБО. Но добиться 100% охвата всех населенных пунктов с заключением договоров на вывоз ТБО пока не получается, в результате чего возникают несанкционированные свалки. Норма накопления бытовых отходов для населения составляет - 1,5 куб. м в год на человека. Но в связи с применением для упаковки товаров современных материалов (пластика и полиэтилена), количество бытовых отходов значительно увеличилось, в связи с этим необходима программа по переработке данных материалов.
ТБО от контейнерных площадок вывозятся спецтехникой обслуживающей организации для захоронения на полигон твердых бытовых отходов. Полигон расположен на расстоянии 30 км от населенного пункта с. Екшур, что приводит к удорожанию тарифа.
Основная задача:
Обеспечить чистоту и порядок в поселении с соблюдением санитарных норм. Для этого необходимо:
- разработать стратегический план взаимодействия администрации муниципального образования с населением для правильного обращения жителей поселения с отходами жизнедеятельности;
- увеличить количество площадок для сбора ТБО;
- провести ремонт существующих площадок и привести их в соответствие санитарным нормам;
- осуществить увеличение процента охвата населения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора до 100%.
III. Перспективы развития муниципального образования
и прогноз спроса на коммунальные ресурсы
В состав муниципального образования - Екшурское сельское поселение входят восемь населенных пунктов. Хозяйственным центром сельского поселения является село Екшур.
Экономика муниципального образования - Екшурское сельское поселение ориентирована на промышленное производство - это в основном производство медицинской ваты. Это направление развито в данной местности с дореволюционных времен. Первая ватная фабрика была основана в 1870 году местными промышленниками в центре Рязанской Мещеры. Производство было оборудовано машинами новейших конструкций, фабрика имела доходное производство и широкий сбыт по всей Российской империи, в том числе и на нужды интендантства. Многие промышленные постройки несмотря на длительный срок сохранились с прежних времен в неплохом состоянии, на их базе образовались новые современные производства. В настоящее время на территории поселения осуществляют деятельность два предприятия, сохранившие направление деятельности - производство медицинской ваты. Это ООО "Русвата" и ООО "Емельянъ Савостинъ Ватная фабрика", данные предприятия образованы на базе крупнейшего в России Ватного объединения.
Градообразующим предприятием поселения является ООО "Русвата" - промышленное предприятие, производящее медицинскую вату, медицинские изделия, изделия косметологии. Данное предприятие расположено в центре сельского поселения с. Екшур.
На базе одного из филиалов Ватного объединения образовалось новое производство в д. Егорово по производству современного топлива - деревянных брикетов. Данный вид продукции пользуется спросом и экспортируется в страны Европы.
Географическое расположение населенных пунктов сельского поселения, обеспеченность транспортными и инженерными коммуникациями, а также наличие достаточного числа трудоспособного населения имеет хорошие перспективы для расширения существующих и создания новых предприятий.
Основные направления деятельности:
- производство ваты и медицинских материалов и товаров, сопутствующих основному производству;
- деревообработка, мебельное производство;
- создание иных производств, не оказывающих вредного влияния на окружающую среду;
- оказание услуг населению (по заготовке дикорастущих ягод, грибов, лекарственного сырья, бытовых, транспортных, услуг торговли, образования, здравоохранения и другие виды социальных услуг).
Для развития сельскохозяйственного направления производства в сельском поселении имеются менее благоприятные условия в связи с низким плодородием почв. Потеря плодородия почв от эксплуатации не компенсируется вносимым количеством удобрений. Разукрупнение хозяйств привело к ликвидации сложившихся севооборотов, изменению структуры посевных площадей, сокращению посевов многолетних бобовых трав и нарушению технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
Малое предпринимательство на территории поселения представлено торговыми точками.
Проблема создания новых производств на территории поселения может быть решена как путем участия в федеральных, областных, ведомственных и муниципальных программах, так и путем реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционная привлекательность муниципального образования - Екшурское сельское поселение достаточно высока, в частности благодаря близкому расположению к районному центру г. Спас-Клепики. Здесь возможно формирование инвестиционных площадок и создание новых производств. Наличие богатого природного и ландшафтно-рекреационного потенциала территории всего Клепиковского района и граничащего с ним Касимовского района в совокупности создает прекрасные перспективы развития туризма. Необходимо использование конкурентных преимуществ территории в целях привлечения новых инвестиционных проектов, позволяющих создать для жителей муниципального образования новые рабочие места. Для реализации этих целей возможно выделение земельных участков, пригодных для развития приоритетных для муниципального образования видов экономической деятельности:
- развитие жилищного строительства;
- развитие рекреационной и туристской деятельности.
Для привлечения инвесторов необходима подготовка площадок для размещения новых предприятий, подготовка территорий под жилищное строительство и создание современной транспортной, инженерной, социальной и бытовой инфраструктуры.
Территория муниципального образования в соответствии с нормативной потребностью обеспечена объектами социальной инфраструктуры: общеобразовательная школа - 1 ед., детские дошкольные учреждения - 1 ед.; ФАП - 2 ед., филиал "Почта России" - 2 ед., участковая больница - 1 ед., торговые точки - 13 ед. Большим недостатком является отсутствие на территории поселения социально-культурного центра (Дома культуры) для удовлетворения культурных потребностей жителей поселения. Но в этом направлении ведется целенаправленная работа. Разработан проект Дома культуры на 150 мест со спортивным залом в с. Екшур, проект прошел государственную экспертизу.
На начало 2015 года в муниципальном образовании - Екшурское сельское поселение численность постоянного населения составила 1843 человека. В том числе в административном центре и самом многолюдном населенном пункте - с. Екшур проживает 1021 человек. В д. Егорово - 215 чел., д. Б.Дарьино - 38 чел., д. М.Дарьино - 155 чел., д. Тамышево - 203 чел., д. Ершовские Выселки - 158 чел., д. Иншаково - 64 чел.
В летние месяцы и выходные дни численность населения возрастает в среднем за счет сезонного движения населения на 15 - 20%.
Проведенный анализ демографической ситуации в поселении за последние три года показывает, что наблюдается естественная убыль населения. Данные приведены ниже в таблицах 4 - 5.
Структура населения сельского поселения по отношению к общей численности населения приведена в таблице 4.
Таблица 4
N№ пп
Показатель
2012 г.
2013 г.
2014 г.
1
Численность населения младше трудоспособного возраста, %
18,7
17,8
18,4
2
Численность населения трудоспособного возраста, %
53,0
53,5
52,5
3
Численность населения старше трудоспособного возраста, %
28,3
28,7
29,1
Таблица 5
Показатели
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2026 г.
Численность населения (среднегодовая) человек
1918
1905
1843
1843
1840
1840
В период с 2012 по 2014 гг. численность населения поселения непрерывно снижалась.
В 2014 г. численность населения в трудоспособном возрасте составила 52,5% от общей численности населения поселения. Таким образом, на сегодняшний день возрастная структура населения Екшурского сельского поселения имеет определенный демографический потенциал на перспективу в лице относительно большого удельного веса лиц трудоспособного возраста. Однако ситуация с возрастной структурой населения поселения остается неблагоприятной.
Несмотря на демографический спад населения, на территории сельского поселения занято лишь около 50% жителей трудоспособного возраста, что отражает недостаточную обеспеченность населения рабочими местами (количественную и качественную).
Муниципальное образование - Екшурское сельское поселение имеет достаточный резерв трудоспособного населения для развития хозяйственной деятельности. В настоящее время в связи с недостатком рабочих мест в сельском поселении наблюдаются ежедневные трудовые маятниковые миграции экономически активного населения (в первую очередь, в районный цент г. Спас-Клепики, а также граничащую Московскую область).
Одна из важнейших задач органов самоуправления поселения - создание благоприятного экономического и инвестиционного климата для создания и привлечения новых предприятий.
Жилищный фонд Екшурского сельского поселения состоит из 18 многоквартирных жилых домов и индивидуальной жилой застройки. Общая площадь жилищного фонда поселения составляет 57,4 тыс. кв. м, из них 11,5 тыс. кв. м занимают многоквартирные дома. Общая площадь жилого фонда, находящаяся в ветхом и аварийном состоянии, - 2,46 тыс. кв. м.
В 2014 году введен 36-квартирный дом, в 2015 году запланировано строительство еще одного трехэтажного дома на 39 квартир по программе "Переселение граждан из аварийного и ветхого фонда". Данная программа дает возможность избавиться поселению от тяжкого груза аварийного и ветхого жилья.
Новое жилищное строительство в поселении осуществляется преимущественно за счет индивидуального жилищного строительства.
Все многоквартирные дома оборудованы системами централизованного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения. Жилые, в т.ч. многоквартирные, дома оборудованы автономными источниками тепловой энергии, основным видом топлива которых является природный газ. Часть жилых домов индивидуальной застройки используют печное отопление.
По данным на 01.01.2015, в очереди на улучшение жилищных условий в муниципальном образовании - Екшурское сельское поселение состоит 37 семей. С учетом нормы предоставления жилой общей площади на человека (12 кв. м) площадь требуемого жилого фонда составляет 1332 кв. м.
Для решения проблемы обеспечения жильем жителей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, необходимо участие муниципального образования в федеральных, региональных программах, так как бюджет поселения не достаточный для строительства жилого фонда.
Для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского поселения до 2026 года необходимо провести целый ряд мероприятий, обеспечивающих поставку питьевой воды необходимого качества:
- реконструкция существующих сетей;
- замена запорной арматуры;
- энергоаудит водозаборных узлов;
- установка счетчиков учета потребляемой воды;
- разработка проекта диспетчеризации водоснабжения;
- установка оборудования диспетчеризации;
- строительство водопровода;
- установка станций обезжелезивания и обеззараживания воды на каждом водозаборе.
Таблица 6
Расчетные данные по потреблению воды
на хозяйственно-питьевые нужды к 2026 году
Наименование
Население, чел.
Норматив водопотребления, л/сут. чел
Расходы воды, куб. м/сут.
Потребность воды для реализации в год, тыс. м3/год
Объем водозабора существующих источников тыс. м3/год
среднесуточные
максимально суточные к=1,2
Расчетное потребление воды
1840
140
257,6
309,1
112,8
Поливочные нужды
70
128,8
154,6
56,4
Потери в сетях 2,7%
4,6
Всего
173,8
213,7
Приведенные в таблице данные показывают, что существующие водозаборные узлы могут обеспечить подачу необходимого количества воды без дефицита. Но отдаленность многих населенных пунктов, не имеющих централизованного водоснабжения, предполагает прокладку новых водопроводных сетей на отдаленное расстояние, что является нерациональным в связи с увеличением протяженности обслуживаемых сетей.
Степень развития систем канализации в сельском поселении находится на достаточно низком уровне, канализацией охвачено только 41,7% жителей поселения, в основном это жители многоквартирной застройки.
На территории, где отсутствует система канализации, неочищенные сточные воды сбрасываются в почву и попадают в водоемы, грунтовые воды, что ухудшает экологическую ситуацию. В связи с этим требуется создание либо централизованной, либо локальной станций полной биологической очистки сточных вод.
Ситуация на территории, где имеется центральная канализация также не очень благоприятная. Длительный срок эксплуатации, агрессивная среда привели к физическому износу сетей, оборудования и сооружений водоотведения. Требуется полная замена и реконструкция всех сетей, КНС и очистных сооружений.
Генеральным планом Екшурского сельского поселения для развития системы водоотведения в качестве мероприятий первой очереди рекомендована реконструкция сетей и сооружений централизованной системы водоотведения с. Екшур. Так как КНС и очистные сооружения не принадлежат муниципальному образованию, то необходимо принятие мер по созданию собственной независимой системы очистки.
Электроснабжение потребителей Екшурского сельского поселения на перспективу будет осуществляться от системы филиала ОАО "Рязанская областная электросетевая компания" Клепиковский район электрических сетей" и Клепиковский РЭС - филиал "Приокские электросети" ОАО "Рязаньэнерго".
Для качественного обеспечения электроэнергией потребителей существующей застройки, а также новых объектов малоэтажного и индивидуального жилищного строительства необходимо проведение ряда мероприятий:
- реконструкция существующих линий электропередачи с применением энергосберегающих технологий и современных материалов;
- замена существующих трансформаторных подстанций на более мощные;
- реконструкция сети уличного освещения с переводом на энергосберегающие лампы;
- оснащение потребителей бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства электронными приборами учета расхода электроэнергии;
- внедрение современного электроосветительного оборудования, обеспечивающего экономию электрической энергии.
Перспективное теплоснабжение сельского поселения с учетом характера нового строительства (среднеэтажное и индивидуальное жилищное строительство) предполагается по сложившейся практике - индивидуальные системы теплоснабжения с использованием газа в качестве топлива (бытовые газовые приборы).
Развитие инфраструктуры газового хозяйства (прокладка газопроводов, устройство ГРП, ШРП) должно решаться в увязке со сроками нового строительства. В некоторых населенных пунктах для бытовых нужд частично используется сжиженный баллонный газ.
Оценка доступности платы за коммунальные услуги для населения муниципального образования - Екшурское сельское поселение свидетельствует о ее доступности. Доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи не превышает 10%.
До 2026 года доля расходов на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не превысит максимально допустимую долю собственных расходов на оплату коммунальных услуг.
Коммунальная инфраструктура муниципального образования - Екшурское сельское поселение характеризуется высоким уровнем износа по основным системам жизнеобеспечения.
IV. Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры
Результаты реализации Программы определяются с достижением уровня запланированных технических и финансово-экономических целевых показателей.
Перечень целевых показателей с детализацией по системам коммунальной инфраструктуры принят согласно Методическим рекомендациям по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011 № 204:
- критерии доступности коммунальных услуг для населения;
- повышение надежности и бесперебойности поставки услуг;
- показатели качества поставляемого ресурса;
- увеличение охвата территории поселения коммунальными услугами;
- повышение эффективности использования ресурсов;
- уменьшение техногенного воздействия на среду обитания;
- улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания населения;
- уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
При формировании требований к конечному состоянию коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Екшурское сельское поселение применяются показатели и индикаторы в соответствии с Методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.04.2008 № 48.
Целевые показатели устанавливаются по каждому виду коммунальных услуг и периодически корректируются.
Удельные расходы по потреблению коммунальных услуг отражают достаточный для поддержания жизнедеятельности объем потребления населением материального носителя коммунальных услуг.
Результатами реализация мероприятий по развитию систем водоснабжения муниципального образования являются:
- повышение надежности и бесперебойности водоснабжения;
- повышение показателей качества воды;
- увеличение охвата территорий сетями централизованного водоснабжения;
- снижение количества потерь воды в сетях;
- повышение эффективности использования ресурсов.
Результатами реализации мероприятий по развитию систем водоотведения являются:
- повышение надежности и обеспечение бесперебойной работы объектов водоотведения;
- уменьшение техногенного воздействия на среду обитания;
- улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания населения по системе водоотведения.
Результатами реализации мероприятий по развитию системы сбора ТБО являются:
- повышение качества и бесперебойной работы по вывозу твердых бытовых отходов от жилых строений;
- уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
- уменьшение количества несанкционированных свалок.
Для достижения поставленных задач необходимо выполнение целого комплекса мероприятий.
На I очередь предлагается выполнение следующих мероприятий:
Водоснабжение:
- установка счетчиков воды на ВЗУ и у потребителей;
- проведение энергоаудита водозаборных узлов;
- разработка ПСД на реконструкцию водопроводной сети с. Екшур, д. Егорово;
- реконструкция существующей водопроводной сети с. Екшур, д. Егорово с применением новых материалов и технологий;
- замена запорной арматуры;
- разработка ПСД на установки станций обезжелезивания воды;
- установка станций обезжелезивания воды;
- разработка ПСД на строительство водопровода;
- прокладка нового водопровода в населенных пунктах, не обеспеченных центральным водоснабжением;
- создание новых ВЗУ.
Водоотведение:
- разработка ПСД на строительство канализационной сети с. Екшур;
- строительство канализационной сети с. Екшур;
- разработка ПСД на строительство канализационно-насосной станции с. Екшур;
- строительство канализационно-насосной станции с Екшур;
- разработка ПСД на строительство канализационно-очистных сооружений с. Екшур;
- строительство канализационно-очистных сооружений;
- разработка ПСД на строительство локальных очистных сооружений;
- строительство локальных очистных сооружений.
Сбор и вывоз ТБО:
- оборудование новых площадок для сбора ТБО;
- ремонт и реконструкция существующих площадок сбора ТБО.
V. Программа инвестиционных проектов,
обеспечивающих достижение целевых показателей
Основные мероприятия инвестиционных проектов, обеспечивающие достижение целевых показателей, и финансирование по ним представлены в таблице 7.
Таблица 7
Мероприятия инвестиционных проектов в сфере коммунальной
инфраструктуры муниципального образования - Екшурское
сельское поселение
N№ пп
Наименование мероприятий
Сроки реализации (год(ы)
Сумма за весь период, тыс. руб.
Водоснабжение
31458,0
1
Реконструкция существующих сетей на участках, требующих замены, в с. Екшур, д. Егорово
2016 - 2026
19162,5
2
Замена запорной арматуры, вышедшей из строя или выработавшей амортизационный срок
2016 - 2020
132,0
3
Энергоаудит водозаборных узлов
2016 - 2017
80,0
4
Установка счетчиков учета воды у потребителей и на ВЗУ
2016 - 2018
616,0
5
Разработка проекта системы диспетчеризации ХВС
2016
80,0
6
Установка современного оборудования для создания системы диспетчеризации ХВС
2020
180,0
7
Строительство нового водопровода в населенных пунктах д. Ершовские Выселки, д. Малое Дарьино, д. Большое Дарьино
2017 - 2026
9167,8
8
Создание новых ВЗУ на базе артезианских скважин в д. Ершовские Выселки, д. Малое Дарьино, д. Большое Дарьино
2016 - 2026
1800,0
9
Разработка проекта установки станций обезжелезивания воды
2017
40,0
10
Установка станций обезжелезивания воды
2018
200,0
Водоотведение
25020,8
1
Строительство канализационной сети с. Екшур
2020 - 2026
6280,0
2
Строительство канализационно-насосной станции с. Екшур
2020 - 2026
1211,0
3
Строительство канализационных очистных сооружений с. Екшур
2020 - 2026
11057,0
4
Строительство локальных очистных сооружений с. Екшур
2020 - 2026
632,4
5
Строительство локальных очистных сооружений д. Егорово
2020 - 2026
2362,2
6
Строительство локальных очистных сооружений д. Малое Дарьино, д. Большое Дарьино, д. Ершовские Выселки
2020 - 2026
3478,2
Сбор и хранение ТБО
600,0
1
Установка контейнерных площадок для сбора ТБО
2016 - 2026
600,0
VI. Источники инвестиций, тарифы и
доступность программы для населения
В рамках Программы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, за счет средств областного и местного бюджетов и средств внебюджетных источников.
Организационно-финансовый механизм Программы предусматривает долевое финансирование строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств.
Средства, необходимые на реализацию программных мероприятий по годам, подлежат уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год.
VII. Управление программой
Настоящая система управления разработана в целях обеспечения реализации Программы. Система управления Программой включает организационную схему управления реализацией Программы, алгоритм мониторинга и внесения изменений в Программу.
Структура системы управления Программой выглядит следующим образом:
- система ответственности по основным направлениям реализации Программы;
- система мониторинга и индикативных показателей эффективности реализации Программы.
Основным принципом реализации Программы является принцип сбалансированности интересов муниципального образования - Екшурское сельское поселение, предприятий и организаций различных форм собственности, принимающих участие в реализации мероприятий Программы.
В реализации Программы участвуют администрация Екшурского сельского поселения, обслуживающие организации, предоставляющие коммунальные услуги, и привлеченные исполнители.
Система ответственности
Организационная структура управления Программой базируется на существующей системе местного самоуправления муниципального образования - Екшурское сельское поселение.
Общее руководство реализацией Программы осуществляется Главой администрации муниципального образования. Контроль за реализацией Программы осуществляют органы исполнительной власти и представительный орган муниципального образования - Екшурское сельское поселение в рамках своих полномочий.
В качестве экспертов и консультантов для анализа и оценки мероприятий могут быть привлечены экспертные организации, а также представители федеральных и территориальных органов исполнительной власти, представители организаций коммунального комплекса.
------------------------------------------------------------------