Постановление Минобразования Рязанской области от 13.04.2015 N 11 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2015 г. № 11
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА
ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" министерство образования Рязанской области постановляет:
1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу Постановление министерства образования Рязанской области от 18 июля 2012 г. № 9 "Об утверждении Порядка организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра образования Рязанской области А.И.Кирьянова.
Министр образования Рязанской области
О.С.ЩЕТИНКИНА
Приложение
к Постановлению
министерства образования
Рязанской области
от 13 апреля 2015 г. № 11
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. Общие положения
1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623.
2. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в иные установленные семейным законодательством Российской Федерации формы (далее - кандидаты в приемные родители) предполагает разные способы проведения занятий (очно, очно-заочно, в том числе с использованием дистанционных методов обучения) и разные формы обучения (лекции, практикумы, тренинги, "круглые столы", консультации, индивидуальные и групповые занятия).
3. Курс подготовки кандидатов в приемные родители ориентирован на 72 академических часа: из них 30% - теоретические занятия, 70% - практические занятия, включая итоговую аттестацию (собеседование).
4. Учебно-тематический план Программы:
NN
пп
Темы разделов
Количество часов
всего
в том числе
теоретические занятия
практические занятия
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
4
2
2
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
8
1
7
3
Этапы развития ребенка
4
1
3
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
6
1
5
5
Последствия для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, разрыва с кровной семьей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
6
1
5
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
6
0
6
7
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
8
1
7
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
3
1
2
9
Особенности полового воспитания ребенка
3
2
1
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
12
2
10
11
Основы законодательства Российской Федерации и Рязанской области об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, о мерах государственной помощи и поддержки приемных семей
8
8
0
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
2
1,5
0,5
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (собеседование)
2
0
2
14
Всего
72
21,5
50,5
II. Перечень разделов Программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
В начале занятия проводится индивидуальное собеседование в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье).
Содержание, цели и этапы Программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Задачи подготовки:
- выявление и формирование воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления приемного ребенка;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
В рамках обучения кандидатов в приемные родители:
- проводятся обучающие тренинги и консультирование, психоэмоциональное обследование состояния кандидатов;
- анализируются причины, по которым дети остаются без попечения родителей;
- дается характеристика контингента детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разъясняется процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
- дается характеристика установленных российским законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые) и необходимость их обеспечения приемными родителями.
Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка.
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость", "задержка психического развития" и др.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка кандидатами в приемные родители своих возможностей воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, разрыва с кровной семьей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (негативная (невротическая), амбивалентная, избегающая, дезорганизованная).
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.
Особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Влияние опыта приемных родителей на отношение к детям с "трудным" поведением.
Роль специалистов в решении проблем "трудного" поведения ребенка.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Создание безопасных условий воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от его возраста, состояния здоровья и развития.
Раздел 9. Особенности полового воспитания ребенка.
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Семейная история и ее обсуждение.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции.
Понимание членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации и Рязанской области об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, о мерах государственной помощи и поддержки приемных семей.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная).
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители.
Порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок предоставления органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье.
Порядок оформления (переоформления) документов ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Рязанской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства надзора за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами - приемной семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, важность такого взаимодействия.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте их проживания.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Обсуждение:
- результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
- степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание в свою семью.
Дача заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
III. Требования к уровню подготовки кандидатов
в приемные родители, успешно освоивших Программу
В процессе подготовки кандидатов в приемные родители к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо сформировать систему знаний и умений по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, которые позволят обеспечить и укрепить осознание готовности к приему ребенка в семью.
3.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, о мерах социальной поддержки и финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как дома, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
3.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны знать:
- права и обязанности приемных родителей;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей - на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;
- основы законодательства Российской Федерации и Рязанской области об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
- порядок взаимодействия приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными органами и организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
3.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознавать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, пережившему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- понимать разницу в проявлениях детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать разницу между потребностями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- быть готовыми к сотрудничеству с организациями, специалистами, работающими с семьей и детьми;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.
------------------------------------------------------------------